Российский суд приговорил украинскую летчицу, народного депутата Украины Надежду Савченко к 22 годам лишения свободы. Суд не принял во внимания доказательства защиты, а вот повода сомневаться в показаниях террористов и проведенных властями экспертизах не нашел. «Кремлю следует приготовиться к протесту и проклятьям в свой адрес», - говорит по окончании заседания защитник Савченко Марк Фейгин.
Зал заседаний – вне зоны доступа
Донецк - маленький российский городок. От него в прямом смысле просто рукой подать до границы с Украиной. «Он, наверное, похож на многие украинские города на Востоке. Тихий провинциальный. Природа та же. Хотя здесь много полуразрушенных домов. Народ живет небогато, доброжелательный. Сегодня общались с теми, кто пришел на суд поддержать. Адекватные есть везде. А здесь - это особенно ценно, потому что год назад здесь гремели снаряды», - делится своими впечатлениями российская гражданская активистка Наталья Иванова.
Наталья преодолела путь из Москвы в Ростовскую область, чтобы 21-22 марта услышать приговор украинской летчице Надежде Савченко. С другими общественными активистами остановились в гостинице: «Мы хотели снять комнату у частников. Но нам сказали, что полиция запретила пускать на ночлег. Может, в целях безопасности. В городе все знают, что идет суд. Тут всего 47 тысяч населения! Вот теперь живем через стенку с журналистами НТВ. Когда они подъехали, мы их хором припозорили. Сидят как мыши».
«Я второй раз в жизни на суде у Нади. Первый была в Мосгорсуде. Надя - легендарная личность, - продолжает Наталья. - Она как Родина-мать. За ней вся Киевская Русь. Она - символ наших народов. Украинского и русского - не совков и не колорадов. Решили ехать, потому что с первого дня поддерживали Надежду. Были у СИЗО Матросская тишина в день ее рождения, когда нас винтили. Меня тогда не забрали, но многих судят до сих пор. Я организовала акцию в поддержку Надежды Савченко 8 марта в Москве. 33 человека, включая меня, оказались в этот день в автозаках и ОВД. Десять человек судили. Меня забрали за одиночный пикет в поддержку Надежды 12 марта. Теперь 25-го будет суд».
Наталья Иванова – одна из тех, кому удалось пройти в здание суда в первый день чтения приговора. «В зал суда из СМИ не пустили почти никого. Из наших только Витя Капитонов прорвался, поскандалив с пресс-секретарем», - рассказывает она.
Попасть в здание Донецкого городского суда в дни оглашения приговора было сложно. Во-первых, невозможно было подъехать к нему на машине – дорога в центре была перекрыта. Не пускали даже адвокатов. Во-вторых, были предприняты строжайшие меры безопасности – журналистов досматривали в отдельной палатке, а к очереди на контроль то и дело подводили собаку в камуфляжной «форме» с надписью «полиция». В-третьих, правоохранители делали все, чтобы не пустить украинских представителей не только в зал заседания, но и даже в аудитории с видеотрансляцией. «Уполномоченные лица» то и дело ссылались на нехватку мест в залах. Как результат – сначала в зал не попали представители дипломатической миссий из более чем десяти стран, а после очередного перерыва – народные депутаты Украины, консулы и журналисты. Правда, двери в зал заседания им все-таки открыли. С ними, с одобрения судьи, вместе зашли и прокремлевские активисты в футболках с принтами фотографий погибших российских журналистов Корнелюка и Волошина. Но провокация, видимо, не удалась – никто на них не реагировал, и ребята исчезли так же незаметно, как и появились.
Председательствующий судья Леонид Степаненко начинает зачитывать приговор - позицию «обвинения», показания свидетелей, напоминает результаты ряда экспертиз. Журналисты говорят, что текст приговора на нескольких сотнях страниц. До обеда судья вовсе не торопится. «Как я и предполагал, судья бубнит. Самая утомительная часть процесса», - пишет в своем Твиттере защитник Надежды Савченко Николай Полозов. После Степаненко явно ускоряет темп. Снимать на видео и фото «служителей Фемиды» запрещено.
«Я судей не видела, – говорит Наталья Иванова. – Слышно было, что-то мямлили с листа. Также тщательно охраняют прокурора. Когда он идет по коридору, нас не выпускают из зала».
Упомянутый ранее Виктор Капитонов – еще один активист, приехавший на суд из Москвы, показывает нам листочек с текстом, написанным от руки. «Я Наде написал письмо. Прошу прекратить голодовку. Надеюсь передать его адвокатам», - говорит он. В нем небрежным почерком: «Я каждый раз смотрю на Вас и вижу честный, смелый взгляд…».
«На суде я вижу Савченко не впервые, - продолжает Виктор. - Этот человек меня даже с днем рождения поздравлял!.. Представьте, из СИЗО поздравить меня!.. Когда на этот раз я вошел в зал суда, она мне помахала, а когда я снимал видео, она мне все время улыбалась и рукой махала. Мне сегодня стыдно, что судят невиновного человека, что рядом - лживые телеканалы, которым люди в России верят, верят, что она убийца».
Напомним, дело Савченко было возбуждено Следственным комитетом РФ 9 июля 2014 года. Ее обвинили в «пособничестве в убийстве журналистов Антона Волошина и Игоря Корнелюка». Позднее к делу добавили еще и факт якобы незаконного пересечения границы. Осенью того же года Савченко становится народным депутатом Украины, позднее – депутатом ПАСЕ. Пока весь мир высказывает глубокую обеспокоенность в связи с незаконным удерживанием украинской летчицы, сама Надежда объявляет голодовку за голодовкой, то и дело повторяя: «В Украину меня вернут – живой или мертвой».
«От того, как руководство России выкрутится в этой некрасивой ситуации, зависит будущее России, отношение всего мира и, соответственно, участие в мировой экономике, - уверена Наталья Иванова. - В нашем лице здесь вся здравомыслящая часть России. Правда победит. Мы не сдадимся, и Путин это понял. Мы нужны стране».
Накануне второго дня заседания Наталья нам рассказывает, что по окончании суда они с единомышленниками планируют провести акцию в поддержку Савченко. «Если свинтят - то потом. У меня в первый день плакаты отобрали на входе. Флаги тогда даже не стала доставать», - делится она.
Но это уже будет завтра. Сегодня после окончания суда вечерний провинциальный Донецк осветили десятки телекамер и вспышки фотоаппаратов. Город явно к такому вниманию не привык.
По результатам первого дня адвокат Марк Фейгин предлагает: «Чего переливать из пустого в порожнее. Подождем до завтра».
Донецкий Майдан
На следующий день с допуском в суд легче не стало. «Два часа проходили двойной досмотр в суд. В очереди стояли с 8:30, - говорит Наталья Иванова. - В зал заседания не попало опять абсолютное большинство СМИ из более ста зарегистрированных. На площади перед зданием суда перекрыто движение, за полицейское оцепление никого не пускают, за исключением участников стихийного митинга прокремлевских активистов. Вокруг здания суда маски-шоу. Кроме сотрудников полиции, местные казаки из Каменска Шахтинского и вежливые человечки в масках со снайперскими винтовками. Холод и изморозь. Горячий чай, предусмотренный сотрудниками суда, немного согревает душу».
В зале для прессы сидели активисты, поддерживающие Савченко. Наталья Иванова приехала в Донецк из подмосковного Сергиева Посада. Она была одета в желто-голубую куртку, на шее у нее висела сумочка с гербом России. «Мы давно поддерживаем Надежду, выходим на акции в Москве, вот 8 марта у нас 33 из ста человек задержали. 12 марта я вышла на Манежную площадь с плакатом: „Мы стояли и будем стоять. Свободу Савченко“».
— А почему вы вообще ее поддерживаете? — уточнил у нее журналист украинского канала ICTV.
— Мы родились с внутренним чувством свободы и были в восторге, что украинский народ вышел на Майдан против коррупции. Мы пока не можем действовать как украинцы, на нас больше давления — например, Ильдару Дадину уже дали три с половиной года просто за одиночные пикеты, — ответила она.
Комментарии
Больных на голову надо изолировать и лечить, а не судить. Какой смысл терять время, если они тупее фонарного столба?
Вот скоро и изолируем! Думаете для чего все это в мире затеяно? Чтобы дать вам разгуляться?
RSS лента комментариев этой записи