На парфеновский полигон мы поехали вместе с заместителем главного инженера Научно-испытательного центра ракетно-космической промышленности Николаем Семеновым и главой поселения Богородское Виктором Кузнецовым.
Наш выбор экспертов легко объяснить. Николай Семенов является самым авторитетным в районе специалистом по проблемам экологии, а Виктор Кузнецов – самым авторитетным районным политиком. Задачей нашей поездки было понять, какие экологические и политические уроки мы должны извлечь из скандальной истории парфеновского полигона бытовых отходов.
На территорию полигона нас не пустила охрана: частные земли! Хотя говорили с нами охранники и начальник смены подчеркнуто вежливо:
– Без разрешения руководства не имеем права. Поймите нас. Зачем нам неприятности?
Мы понимаем, «входим в положение». Хотя нам совершенно ясно: подобные объекты должны быть абсолютно открыты для контроля со стороны общественности и средств массовой информации. Но куда там! Николай Семенов рассказал о посещении полигона в прошлом году в составе большой районной делегации, которую возглавлял глава района Михаил Токарев.
– После затяжных переговоров на территорию пропустили только Токарева, представителей полиции, прокуратуры и меня как члена районной Общественной палаты, – вспоминает Николай Иванович. – Все остальные чиновники и представители СМИ остались нас ждать у ворот.
– Для того, чтобы объяснить причину такой секретности, не надо быть семи пядей во лбу – добавляет Виктор Кузнецов. – Если скрывают, значит, есть, что скрывать...
История подлости
История парфеновского полигона – это история подлостей власти по отношению к людям в угоду своим «шкурным» интересам: карьерным, коммерческим, политическим, бытовым…
До конца 1970-х районная свалка бытовых отходов располагалась в районе деревни Воронцово, недалеко от которой тогда строился санаторий ЦК КПСС «Загорские дали». Санаторий открылся в 1978 году, и его вельможных пациентов, естественно, не устраивало соседство с огромной мусоркой. И высшее партийное руководство поставило перед районной властью задачу немедленно закрыть воронцовский полигон.
Бюро Загорского горкома партии поспешило исполнить волю начальства. Свалку в Воронцове закрыли, а мусор стали возить в отработанный песчано-гравийный карьер рядом с деревней Парфеново. Это было спонтанное решение, никаких серьезных экспертиз, тем более проектных и подготовительных работ не проводилось.
Начали валить отходы прямо на грунт, не соблюдая никаких технологий. И это стало причиной настоящего экологического бедствия для тысяч жителей Реммаша, окружающих сел и деревень.
Сначала одолевали мириады мух, потом начались возгорания: ядовитый дым окутывал Реммаш и соседние населенные пункты… Вот тогда уже люди взбунтовались. Начались митинги, пикеты, во все инстанции шли жалобы и обращения… В конце концов задним числом разработали проект, передали полигон в управление муниципальной компании «САХИМ», которая привела его в какой-никакой порядок: хотя бы прекратились возгорания и рассеялись тучи мух… После банкротства муниципальной компании полигон стала эксплуатировать местная частная организация «СП СЭС», которая тоже старалась свести к минимуму издержки от деятельности этого изначально «грязного» объекта. Протесты жителей постепенно теряли остроту.
В 2009 году в районе к власти пришла команда во главе с Владимиром Коротковым, которая стала лоббировать интересы «мусорной» компании из подмосковного города Реутова. А та вознамерилась строить вплотную к парфеновской свалке новый полигон бытовых отходов – «Парфеново-2». Старый парфеновский полигон оказался в этой ситуации нежелательным конкурентом новичкам, и районная власть решила его закрыть. Чтобы создать общественный повод для этого, она стала подталкивать жителей Реммаша к экологическим протестам. Это был циничный обман: районной власти было наплевать на проблемы людей, она руками жителей уничтожала конкурента своей «дружественной» коммерческой фирмы. Под экологическими лозунгами районные чиновники солидаризировались с жителями в борьбе против старого парфеновского полигона, а в это время уже копали котлован под полигон «Парфеново-2»…
Но ситуация вскоре опять изменилась. Губернатором области стал Андрей Воробьев, который по чьей-то подсказке решил своим волевым решением позакрывать в области все полигоны, находящиеся в частной собственности. Может быть, уже на том этапе готовилась почва для монополизации рынка бытовых отходов под так называемого, регионального оператора. В результате из сорока действующих полигонов закрыли больше двадцати, включая и старый парфеновский, и так и не введенный в эксплуатацию полигон «Парфеново-2». Было все это в 2013 году.
Но с «закрытием» парфеновского полигона его история не закончилась.
Во-первых, перефразируя Марка Твена, можно сказать, что «слухи о закрытии парфеновского полигона были сильно преувеличены». По словам активистов-общественников Реммаша, мусор на парфеновский полигон продолжали тайно или явно возить все последующие годы. А ровно год назад постановлением главы района 1091-ПГ от 29 июня ООО «Игнис» разрешили создать на территории бывшего парфеновского полигона «открытую площадку для накопления твердых коммунальных отходов». Тем самым фактически были вновь легализованы ввоз и утилизация мусора на парфеновском полигоне.
Во-вторых, остается открытым вопрос рекультивации полигона, которая, еще не начавшись, уже дает основания рассуждать о бессмысленной трате сотен миллионов бюджетных рублей.
Миллионы на ветер
На рекультивацию полигона в Парфеново первоначально выделили 400 млн рублей, сейчас, говорят, сумма выросла до 600 млн. Пока завершена только разработка проекта. Ему предшествовали исследования состояния полигона и его воздействия на окружающую среду. В отчете о проведении исследований фирма-подрядчик указала несколько организаций, которые якобы на условиях субподряда выполняли важнейшие экспертизы, анализы, замеры, расчеты, и.т.д. На основании этих исследований якобы и был сделан проект. Но вот незадача. Все «субподрядные» фирмы на запрос правоохранительных органов ответили, что никаких работ на парфеновском полигоне они не проводили, а о компании, «нанявшей их», и слыхом не слыхивали. Тем не менее, эти «исследования», которые никто не проводил, были оплачены из бюджета в сумме полутора десятков миллионов рублей!
Таким образом, можно было предположить, что предпроектный отчет был составлен «от балды», так же, впрочем, как и сам проект.
Свои сомнения относительно продуктивности предстоящей рекультивации говорит самый авторитетный эксперт по экологии в районе, житель Реммаша, Николай Семенов. Проблемы полигона он знает досконально.
– Как эколог и как здравомыслящий человек я могу сказать, что парфеновский поезд давно ушел. Ни один из вариантов рекультивации не даст результатов – ни ров для сточных вод вокруг этой горы отходов, ни скважины для утилизации биогаза.
Он поясняет: дно полигона не было подготовлено к приему отходов и представляло собой «дуршлаг».
– Здесь же песчано-гравийный карьер был, – напоминает Семенов. – Окапывай его, не окапывай, – все равно ливневые и талые воды будут проходить в грунт.
За период эксплуатации почва загрязнилась в округе 200-300 метров.
– Во время строительства ГАЭС я работал на парфеновском карьере, – подхватывает разговор Виктор Кузнецов. – Мы брали здесь песчано-гравийную смесь для устройства дренажных систем. Коэффициент фильтрации ПГС здесь был очень высоким – 5 метров в сутки. То есть вода просачивалась сквозь эту песчаную почву за сутки на 5 метров! Конечно, вся гадость давно ушла в грунт. Без разработки проекта и проведения подготовительных работ здесь нельзя было устраивать мусорный полигон... Ну да что теперь говорить...
– Точно так же бессмысленно пытаться утилизировать здесь биогаз, – продолжает Николай Семенов. – Органические вещества разлагаются за три-пять лет. (Это, между прочим, указано и в упомянутом Николаем Ивановичем проекте рекультивации – ред.). Давно уже на этом полигоне все разложилось, и никакого биогаза здесь не добудешь. Поэтому мое личное мнение таково: все эти 400-600 млн рублей будут выброшены на ветер, даже если все они не будут разворованы и до копейки пойдут на производство работ по рекультивации. Практически сегодня это уже ничего не даст.
Монстр в Сахарове
При всех проблемах парфеновского полигона он был рассчитан на прием отходов только из нашего района, занимал небольшую площадь и экологический ущерб от него был локальный. (Хотя это слабое утешение, тем, кто соседствует с ним.)
Совсем иного масштаба экологические проблемы ждут нас, если осуществятся планы областной власти организовать новый полигон в Сахарове. Он рассчитан на прием мусора из 12 районов Подмосковья и нескольких административных округов Москвы. По площади сахаровский полигон будет в 10 раз больше парфеновского! В самом лучшем случае со временем здесь начнут перерабатываться до 30% отходов, а остальные 70% все равно будут захораниваться.
– Превращать в мусорный кластер именно наш район, имеющий богатейший историко-культурный потенциал, – весьма и весьма странно и как-то не вяжется это с риторикой власти о национальных скрепах, патриотизме, – говорит Николай Семенов. – В областной схеме размещения полигонов всего три таких крупных объекта, какой планируется в Сахарове. И один из этих трех мусорных монстров решили разместить именно рядом с национальным духовным центром, с сердцем России! У нас уже есть полигон радиоактивных отходов, захоронение ядохимикатов вблизи деревни Козлово, масса «грязных» с точки зрения экологии производств… Теперь еще и эта напасть.
При реализации мусорного проекта в Сахарове будут идти машина за машиной, огромная нагрузка ляжет на транспортную сеть, существенно ухудшится качество воздуха. Ну а про загрязнение почвы и поверхностных вод и говорить не приходится. До Волги, конечно, не дойдет, как пугают «экологи-экстремисты», но в радиусе нескольких километров загрязнение вод через речушки и ручейки произойдет.
«Будем сотрудничать!»
Перед отъездом из Парфеновоамы отошли в тенек, чтобы подвести итоги нашей поездки. Виктор Кузнецов и Николай Семенов явно прониклись симпатией друг к другу за время похода к полигону и совместного обсуждения проблемы. Раньше они встречались только на официальных мероприятиях, а здесь удалось пообщаться на волнующие обоих темы в неформальной обстановке. Нам они показались очень схожими по их внутреннему устройству. Оба – настоящие профессионалы, лучшие в своем деле, оба – истинные патриоты, с болью воспринимающие проблемы России и своей малой родины, оба – настоящие мужчины, готовые встать на защиту более слабых и не боящиеся говорить правду в лицо любому начальству, оба – искренние и открытые, улыбчивые и остроумные.
– Виктор Михайлович, можете на меня рассчитывать. Готов вместе с Вами разработать комплексную программу экологического оздоровления района, – сказал Николай Иванович, пожимая руку Кузнецову. – Будем сотрудничать.
Получилось, что наш выбор экспертов был не только удачным, но и полезным.
Реммаш – это теперь тоже округ Кузнецова
– А давайте-ка заедем с вами в Реммаш, посмотрим, как там обстоят дела, – предложил Виктор Кузнецов, когда мы садились в машину. – Это ведь теперь тоже мой округ.
Мы въехали в поселок и буквально сразу увидели картину, вернувшую наше воображение на парфеновскую свалку. Перед нами громоздилась огромная помойка, в которой не разглядеть было утонувших в мусоре и нечистотах контейнеров.
Двое мужчин, по фотоаппарату и блокноту опознавших в нас представителей прессы, остановились рядом с нами.
– Раньше такой не было ерунды, – произнес один из них. – Уже дней пять не вывозят. Бардак, короче.
– Зато вороны с голубями больше за хлебные корки не дерутся, – мрачно пошутил второй. – Вон сколько у них корма появилось…
Идем по поселку. Останавливаемся у дома №3 по улице Мира: к нам подошла местная жительница Галина Александровна, пенсионерка.
– Если бы только эта куча! – реагирует она на наш вопрос о происхождении мусорных завалов, перекрывших даже асфальтовую пешеходную дорожку. – На поселке в последнее время все контейнерные площадки в таком состоянии. Люди говорят, другая какая-то организация взялась за наш поселок, или нас прицепили к Сергиево-Посадскому городскому округу что ли… А так здесь было чисто всегда, каждое утро вывозили. Если все так дальше пойдет, то это кошмар. Цены за квартиру повышают, а только хуже становится. В этом году вот горячей воды уже месяц нет. Кошмар! Мы сейчас в ужасе от этого всего. Говорят, в Сергиевом Посаде сейчас такая же картина. Я ездила в другие поселочки, там то же самое. Еще говорят, какой-то полигон будут делать… Люди, конечно, против, знают, чем это чревато… Вы в прессе это будете печатать? Правильно, конечно. Надо что-то делать.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи