Фото: Пограничники, 1935 год. Михаил Сорокин - второй слева
В одном из выпусков «Вестника краеведа» мы писали про историю дома на улице Московская (ныне проспекта Красной Армии) и его владельце – потомственном жителе Сергиевского посада Николае Ивановиче Сорокине. Пришло время рассказать про его сына Михаила, прожившего большую и интересную жизнь, в которой вдоволь хватило места и труду, и подвигу.
Родился Михаил в 1911 году. Он - 65-й по счёту новорождённый Вознесенского прихода в тот год. В 1923 году окончил школу первой ступени на Болотной улице, затем – школу второй ступени. После учёбы открылась дорога в большую жизнь.
Михаил немного поработал кочегаром на Мытищинском вагоностроительном заводе, затем перешёл в Сергиевское электрохозяйство, где трудился потом много лет. Исключением стали годы, связанные с военной службой.
- На границе
В ноябре 1932 года Михаила Сорокина призвали в ряды РККА. В течение трёх лет нашему земляку предстояло нести пограничную службу далеко от родного города – на таинственном Дальнем Востоке. Странное стечение обстоятельств, когда-то там проходил военную службу его отец.
Для советских 1930-х годов существовали два глобальных географических направления: Северный полюс с папанинцами, «лётчиками-молодчиками» и освоением Северного морского пути и – Дальний Восток. Советские люди во весь голос распевали про девушек-«хетагуровок», поехавших за новой жизнью к Тихому океану, про «Дальневосточную», которая «опора прочная», а вполголоса напевали песенки «харбинца» Вертинского и перешёптывались про близких, угодивших на Бамлаг.
Кроме сырьевой базы ценных древесных пород и полезных ископаемых Дальний Восток был и постоянно грозившей взорваться «пороховой бочкой». Регулярные вылазки белогвардейских отрядов, укрывшихся на территории Манчжурии, пограничные конфликты с воинскими соединениями неуправляемых центральным правительством китайских генералов, разбойники-хунхузы, а затем – японские военные, прощупывавшие прочность советской границы.
Именно на таком участке оказался молодой пограничник Михаил Сорокин. За короткий срок он вырос от рядового до командира отделения 59-го Гродековского погранполка.
Бойцы 59-го Гродековского погранполка
- Бой с диверсантами
О героическом поступке, совершённом Михаилом Сорокиным во время службы, сегодня мы знаем из опубликованного в газете «Пограничник Приамурья» очерка военного журналиста Дмитрия Канаева и его собственных воспоминаний, сохранённых родными.
…Стояло лето 1935 года. До демобилизации Михаилу оставались считанные месяцы. Три года пролетели без особых эксцессов. Но однажды на приграничном участке «Дикий остров» произошло довольно обычное для тех мест событие – неизвестные угнали из табуна колхоза «Красный партизан» двух лучших жеребцов. По всему получалось, что «поработали» местные хунхузы. Однако очень часто, «кося» под них, подобным образом прощупывали границу опытные диверсанты. Разобраться в ситуации на границе послали командира отделения Михаила Сорокина и молодого пограничника Егорова.
Под наблюдательный пункт бойцы заняли брошенную китайскую фанзу. Ночь прошла спокойно, но под утро рядовой Егоров заметил движущиеся человеческие фигуры – одну, вторую, а затем и третью группу противников.
Пограничник Сорокин, 1935 г.
Стрелять пришлось, почти не целясь. Михаил Сорокин сначала «снял» командира, затем – ещё нескольких нарушителей, одновременно приказав Егорову бежать за подмогой. После перестрелки дело дошло до лобовой атаки, от которой Сорокину удалось скрыться в лесу. Вскоре подоспел отряд советских пограничников. Нападение было отбито.
Расследование показало, что нарушителей было не менее 30 человек. Сорокин девятью выстрелами вывел из строя семерых - четверо убито и трое ранено, чем и предотвратил готовившуюся диверсию на железнодорожном мосту.
Военный журналист Д. Канаев сообщал: «За этот героический поступок Сорокин командованием представлен к награждению высшей революционной наградой – орденом Красного знамени».
Ордена, однако, он не получил. Была Почётная грамота Наркомата внутренних дел и именные часы. И то и другое бережно хранится в семье Сорокиных.
Почётная грамота "За чекистскую бдительность", 1935 г.
- Слава и труд
Вторая «военная отлучка» Михаила Сорокина случилось с октября 1941-го по осень 1945-го. Об этом память – орден Славы третьей степени и медаль «За отвагу». Жаль, что о нашем герое в книге «Подвиг поколения. Загорчане на фронтах и в народном хозяйстве» нет ни одной строчки.
Удостоверение депутата Загоркого горсовета, 1947 г.
Всю оставшуюся жизнь Михаил Николаевич проработал в Загорском электрохозяйстве. Избирался депутатом Загорского горсовета, был уважаемым в городе человеком.
Про него с полным правом можно было сказать, что он дарил людям свет не только профессионал своего дела, но и как носитель чистых душевных качеств, которыми он щедро делился с земляками.
Алекс Рдултовский
Комментарии
Вот здесь об этом рассказывают
https://www.youtube.com/watch?v=2PaF1bKaAiY
RSS лента комментариев этой записи