В сентябре этого года культурно-просветительском центре «Дубрава» имени протоиерея Александра Меня прошли XI Меневские чтения. «Копейка» сообщала об открытии этого форума.
Сегодня мы публикуем видео и текст выступления на чтениях историка, кандидата философских наук (а также председателя Общественной палаты Сергиево-Посадского района) Олега Устинова.
Протоиерей Александр Мень и миссионерское служение Русской Православной Церкви в современном мире
Дорога к Храму
Весна 1989 года. Москва, редакция газеты ЦК КПСС «Социалистическая индустрия» (с 1990 г. – «Рабочая трибуна»). Журналисты с интересом обсуждают необычного гостя, который должен вот-вот придти к ним на встречу. «Отец Александр Мень». Это имя все чаще звучит в кругах столичной интеллигенции. Православный священник, который может говорить о высших ценностях бытия с любым человеком, говорить просто о сложном, так, что ты его понимаешь. «Вы не читали его книгу «Сын Человеческий?» «Нет еще». «Обязательно почитаете, не оторваться, вся история Иисуса Христа невероятным образом оживает, как будто ты видешь Иерусалим I века своими глазами». И вот открывается дверь, и в переполненную комнату входит священник. Многие будут потом описывать свое первое впечатление: «Вдруг стало светло». От Александра Меня шел какой-то внутренний свет. «Он носил в себе радость, и умел ее отдавать другим». Священник рассказывал журналистам о Боге, Церкви, человеке, потом отвечал на вопросы. Вопросы самые разные: жизненные, бытовые, серьезные, наивные, нелепые, но он отвечал каждому терпеливо, внимательно, совершенно забыв о себе. Беседа длилась больше часа, но прошла на одном дыхании. Так журналисты «Социалистической индустрии» получили подтверждение: всё, что говорили об Александре Мене, правда: «апостол дикого племени советской интеллигенции», человек исключительного ума и высочайшей культуры, похожий на иудейского пророка из Древней Палестины. Каким-то чудом очутился он в XX веке в России и продолжает здесь проповедовать и учить с той же несокрушаемой силой.
Среди журналистов, сидевших в редакции, была и специальный корреспондент «Рабочей трибуны» Наталья Сухинина. Она смотрела на первого в своей жизни священника и невероятно смущалась. Александр Мень был для нее пришельцем из другого мира. «Всё, что он говорит, странно, непонятно, но почему-то волнует». Она с увлечением прочитает книгу «Сын Человеческий» и вдруг поймет, что ей овладела мечта: «Я хочу увидеть Иерусалим». И она отправилась в Святую Землю по заданию «Рабочей трибуны» - печатного органа ЦК КПСС. Пошла пешком. Дорогой русских паломников. От Загорска через Оптину пустынь, дальше Брянск, Киев, Одесса. По Черному морю пароходом до греческого острова Кипр, откуда самолетом до Тель-Авива.
Чего только не видела она на своем долгом пути. Развалины монастыря в русской глубинке и лики святых с выколотыми глазами – символ страшной безбожной смуты. Видела равнодушие и агрессию, печальные плоды нравственного одичания народа. И в то же время она видела удивительную доброту и любовь к Святой Земле. Да, несмотря на годы атеистической пропаганды в душе русского человека продолжал жить Бог… «Оказалось, что взорвав тысячи храмов, уничтожив миллионы книг, предав огню картины, иконы, статуи, нельзя было уничтожить то, что все это породило. А породила все это сила духа, сила веры».
Незнакомые люди пускали журналистку ночевать, хотели подержаться за ее одежду, косынку, рюкзак: «Не сердись, дочка, эти вещи на Святой земле будут». В некоторых деревнях звали к больным, объясняя, что паломники всегда помогали лечить людей: «Ты сможешь, если захочешь!» Повсюду люди просили ее помолиться в Иерусалиме за попавших в беду, больных, пьющих, всех, о ком болело сердце. Давали записки. А свечей было так много, что Наталья Сухинина едва могла нести рюкзак, но никому она не отказывала.
И вот он высится перед ней, Иерусалим, город древний… Храм Воскресения Христа. Прохлада и полумрак, трепет и нетерпение, радость и страх. Таинство Причастия… «…я иду к Гробу Господню, склоняю колени перед святым местом, припадаю щекой к тёплому камню, и ставлю во здравие калужского, брянского, черниговского, козелецкого народа свечи... И прошу у Господа для них помощи и защиты. Может, ради этой самой минуты я и шла, чтобы Русь наша великая засветилась десятками огоньков в далекой Святой земле, путь в которую столько лет был несбыточным счастьем для тысяч православных людей. Что я чувствовала? Если вас попросят описать словами симфоническую музыку. Сумеете?» Наталья Сухинина отправилась в Иерусалим атеисткой, а вернулась верующей. «Мне была открыта другая жизнь, о которой я раньше не знала. И я решила идти к ней…».
По возвращении в Москву паломницу принял Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Она рассказывает ему о том, как шла, что видела, что пережила, а по лицу Патриарха текут слезы. «Мы возвращаемся к Святому Источнику, мы встаем с колен и сбрасываем с себя тяжелые окаменевшие цепи».
Тогда же Наталья Сухинина узнает и страшную новость: «В сентябре 90 года в Семхозе по дороге в храм убит отец Александр Мень». «Да чья же рука поднялась, чтобы отбрушить топор на эту светлую голову?!» Спустя годы Наталья Сухинина будет вспоминать отца Александра Меня с особенной благодарностью. «Ведь всё началось в тот самый день, когда в редакцию нашей газеты, зачем-то пришел этот удивительный православный священник. Теперь я знаю зачем он приходил… Вся жизнь его была посвящена тому, чтобы открыть нам путь в Иерусалим, Иерусалим земной и небесный ».
«Страна зыбучих песков»
«Страна зыбучих песков». Так академик Александр Яковлев назвал Россию XX века. Приход к власти большевиков ознаменовался грандиозным социальным экспериментом, целью которого являлось формирование нового коммунистического общества посредством репрессивно-карательных мер. «Принуждение во всех его формах, начиная от расстрелов и кончая трудовой повинностью, является методом выработки коммунистического человечества из человеческого материала капиталистической эпохи». «…нравственность, взятую из внечеловеческого, внеклассового понятия, мы отрицаем… наша нравственность подчинена … интересам классовой борьбы пролетариата… Мы говорим: нравственность это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества». Коммунистическая партия во всеуслышание провозгласила «смерть Бога», приговорив к уничтожению весь традиционный русский уклад жизни вместе с его заступниками.
Первой под удар тоталитарной системы попала Русская Православная Церковь, которая всем своим существованием мешала опыту «творения» идеологического раба – человека, преданного партии и правительству. Приходы и монастыри закрывались. Внехрамовая деятельность духовенства каралась. Священников становилось все меньше. Русская православная церковь была поставлена под жесткий контроль партии и спецслужб. Всеми церковными вопросами ведал Совет по делам религий при Совете министров СССР. Проповедовать Евангелие открыто означало в этих условиях выступить против действующей власти, а это было чревато арестом, тюрьмой и даже физической гибелью. Отваживались на это лишь единицы. Среди них был отец Александр Мень.
«Вечные вопросы. Как часто мы о них забываем… а вечные вопросы все равно остаются. И… когда нам становится особенно трудно, когда мы чувствуем, что задыхаемся, … мы задаемся вопросом о смысле жизни, о цели жизни, о ее назначении… /это/ свидетельствует об удивительной тайне, которая присуща только человеку - даре духовности». «Можно смотреть на совесть и на нравственность как на какую-то условность, рожденную в отношениях между людьми, в обществе. Поэтому говорят: сколько обществ, столько и моралей. Но я так не думаю. Существует нечто общее для всех… настоящую нравственность можно построить только ориентируясь на объективные законы духовного мира!»
«Учение Христа называется очень просто. Он Сам называл его "Радостная Весть", по-гречески - Евангелие. О чем радость? О том, что мир - это не просто какое‑то скопление стихий. Мир - это создание Божие. И человек - это не бабочка–однодневка: сегодня родился, завтра умер. Человек имеет в себе искру Божию, он бессмертен».
«Христос говорит: «"Вот Я стою у двери и стучу"». «Он приходит к каждому: "Я с Вами во все дни до скончания века"». «Он несет мужество, добро, свет, твердость, веру, надежду и прежде всего — любовь». «Только надо услышать его, вглядется в Него. И каждый человек ты, ты, ты, любой … может встретить Воскресшего Господа на своем пути. И он говорит каждому из нас: "Тебе трудно? Не знаешь куда идти. Не бойся, Я с тобою всегда. В радости и печали, силе и слабости". В этом торжество нашей веры, ибо с нами Господь Иисус».
Отец Александр Мень учил, что человек, созданный по образу и подобию Бога, имеет бесконечную ценность. Только в Боге мы обретаем для себя прочную основу и духовную свободу, перед которой бессильна тоталитарная система. «Нет более антикоммунистической книги, чем Евангелие». Он принципиально поддерживал требование диссидентов о проведении в стране демократических реформ, но был убежден, что без высшей свободы – свободы внутренней, преображение России невозможно. Еще в молодые годы он твердо уверился в том, что необходимо «заново христианизировать тяжело больную страну, что «выход из духовного тупика возможен только на пути новой евангелизации». И поэтому каждый день, каждый час, Александр Мень отвоевывал у диктатуры Души, врачевал их и вел их к спасению.
«Отложить прежний образ жизни ветхого человека...», «обновиться духом ума вашего...», «облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины». Эти слова из послания Святого апостола Павла наилучшим образом выражали суть духовной революции, к которой звал Александр Мень. «Новые люди», укрепившиеся силой Святого Духа станут носителями принципиально нетоталитарного мышления, ибо Христос поселился в их сердцах. Отец Александр Мень и сам был воплощением этого «нового человека». Избегая патернализма и ни к чему не принуждая специально, он учил своих прихожан искусству жить свободно: «Люби Бога, имей совесть и поступай, как хочешь».
Храм отца Александра Меня в Пушкино в честь Сретения Господня – «тот единственный дом, где с куполом синим не властно соперничать небо» - неслучайно стал главным местом притяжения для московской интеллигенции, томившейся острой жаждой смысла. Многие увидевшие и услышавшие этого необычного священника начинали испытывать особое душевное состояние – они обретали веру. Красивый, умный, добрый, он пленял своим удивительным даром «почувствовать и понять другого человека, а поняв, полюбить». Одна женщина, впервые увидевшая его, с изумлением спросит: «Скажите, а он со всеми такой?»
Пастырская работа Александра Меня была построена на практике малых групп. Так он стремился превратить случайных и малознакомых людей в единый коллектив, христианскую общину, в которой все помогают друг другу, вместе молятся, изучают Библию, причащаются. Так постепенно, медленно, но верно формировалось иное, параллельное общество. Эти малые группы, хранящие завет подлинной жизни, будут оказывать диктатуре моральное сопротивление, и станут прочными мостками поверх зубычих песков. Когда-нибудь их появится в Церкви неисчислимое множество, и они не позволят России погибнуть. Так он мечтал. «Всякая власть от Бога». «Власть как определенная структура социума … конечно». Но «власть может идти против совести людей», и «надлежит более слушаться Бога, нежели человека». Было ли в СССР что-то страшнее для тоталитарной системы?
Нам трудно сегодня даже представить по какому он ходил каждый день краю бездны. На Лубянке Александр Мень считался одним из самых опасных противников советской власти. Слежка за ним носила постоянный характер. Из докладных записок КГБ СССР: «По объекту ДОН («долговременый объект наблюдения» – О.У.) “Миссионер” через агентуры продолжалась работа по изучению оперативной обстановки... Агент Никитин маршрутизировался в Загорский район…». Но отец Александр не позволил себе ни единого раза усомнится в истинности избранного пути. Его спрашивали: «Вы не боитесь?» Он с улыбкой отвечал стихотворением Блока: «Жизнь без начала и конца. / Нас всех подстерегает случай. / Над нами сумрак неминучий / Иль ясность Божьего лица». Если «сумрак неминучий», тогда пусть все катится в тартарары, вместе с нашими болезнями и смертью. Но если «ясность Божьего лица», значит, мы должны довериться Промыслу».
И все же одного в своей жизни отец Александр Мень боялся по-настоящему. Он боялся не успеть – не успеть завершить свою проповедь. «Дорожите временем, ибо дни лукавы». Неслучайно после возвращения на волне «перестройки» Православной Церкви в легальное общественное пространство его проповедь приобретет национальный масштаб. Лекции в университетах, домах культуры, статьи, интервью, конференции, диспуты, общество «Культурное возрождение», «Российское Библейское Общество», группа милосердия в Детской республиканской больнице, воскресная школа в Новой Деревне и сотрудничество с московскими светскими школами. Тысячи людей, обращенных в христианство. Всё это он. Возможно ли это одному человеку? Возможно, если он Александр Мень. «…если бы сейчас священникам разрешили идти служить в тюрьмы, Вы бы пошли?» - интересуется журналист. «Конечно», – с ходу отвечает отец Александр. – «Там обязательно нашлись бы люди, которым мы нужны. Кстати, закон не запрещает посещения тюрем духовенством. Но практически это допускается крайне редко».
…В России появляется духовный лидер, который без сомнений и колебаний поддерживает движение демократических перемен. Но время уже работает против него. И тихим сентябрьским утром 1990 года деревья на Семхозской дороге в ужасе видят спрятавшегося в кустах убийцу. Кто бы он ни был он, этот убийца, он совершил преступление перед всею нашей страной. Сила, сложившаяся вокруг отца Александра Меня, замерла и ослабла. «Поражу пастыря, и рассеются овцы». Так и стало… Историк и филолог Сергей Лёзов скажет: «Личный успех Александра Меня парадоксальным образом соединился с публичным провалом. Иначе говоря, общественно значимые результаты его деятельности не соответствуют его незаурядной энергии, его дарованиям, его (пусть посмертной) славе». В чем-то Сергей Лёзов прав. Но прав далеко не во всем. Ибо «общественно значимые результаты деятельности» отца Александра еще впереди.
Звездный мост
Наследие отца Александра Меня огромно и далеко не оценено в полной мере. Исследователям будущего еще предстоит не раз удивится тому, насколько глубоко понимал отец Александр общество, в котором мы живем. Звездный мост «Небесного человека из Новой деревни» был перекинут через столетия. Многое из его книг, проповедей и интервью еще будет прочитатано как остроактуальный отклик на существующие проблемы. Вполне вероятно, что следующие поколения будут иметь право считать Александра Меня своим современником в гораздо большей степени, чем те, кому выпала судьба разделить с ним советские годы. Для нашего времени достаточно уже и того, что к нам, наконец, приходит понимание этого выдающегося христианского миссионера как «фигуры первого уровня в истории Русской Церкви вообще, а в истории Церкви XX века тем более» (А.Б. Зубов). Впереди новые комментированные издания его трудов, его эпистолярного наследия, его подлинные научные биографии.
Отец Александр Мень осознавал истинный масштаб цивизационной катастрофы, которая поразила нашу страну в период коммунистической власти. С болью он предсказывал кризис морали и падение нравов, ненависть друг к другу, рост преступности, жажду наживы, зависть к богатым, презрение к бедным. Не ускользнула от его взора страшная опасность этнических и религиозных конфликтов, проблема международного терроризма. Он также не питал никаких иллюзий относительно скорого формирования в России гражданского общества и развития целостной демократии, предупреждая, что большинство населения еще возжаждут «сильную руку», и общество сорвется в авторитарную яму, «рабство горькое, но спокойное, обеспеченное и сытное».
Зыбучие пески не исчезнут, напротив они обступят нас с разных сторон. «…полвека с лишним ломалась экономика, политика, идеология, все было превращено в… кровавую кашу». «Практически все было сровнено с землей». «… оздоровление общества не может произойти в один день». «Процесс "выдавливания в себе раба" проходит медленно». Но он верил в Россию, верил в нас, верил в наши внутренние силы, верил в наше стремление к Истине, верил в наше возвращение на «путь разума, творчества и любви». А что нужно сделать для этого? «Больше соответствовать образу и подобию Божию». «…вытеснить темное начало в себе… позитивным». «Нужно чтобы христиане были христианами, все остальное приложится».
Отец Александр Мень был убежден, что значительную роль в процессе строительства нового общества должна сыграть Русская Православная Церковь – главная наша твердыня, хранительница духовных и нравственных ценностей нашего народа. И поэтому именно к нынешнему духовенству, пастырям будущего века были обращены его слова: «Если мы задумаемся о роли Церкви в современном обществе, … то у нас возникнет картина малоотрадная …. нельзя сказать, чтобы у нас воцарился атеизм: у нас воцарилось глубочайшее религиозное невежество, или язычество, а стремление к чему-то высшему, стремление к каким-то духовным вещам осталось. Ответ на это стремление дает Церковь. Потому что Церковь является инструментом Христа… Она должна продолжать Его жизнь на земле… И теперь, если мы будем говорить о будущем, чего ожидает от нас Господь?... Чтобы мы … обратили внимание сейчас именно на...
Проповедь. Это значит, что мы должны найти общий язык с людьми нашего времени - не отождествляясь с ними полностью и не отгораживаясь от них стеной архаики. Это значит, что мы должны поставить заново, свежо, как бы открывая это впервые, все те вопросы, которые ставит перед нами Евангелие.
Свидетельство. Это значит, что мы должны решить - мы еще не решили жизненную задачу, мы должны найти свою позицию в жизни, свое место - не в обычном смысле слова, а свое отношение ко всем жизненным проблемам.
И, наконец, присутствие. Чтобы мы все время учились молитве и чтобы углубляли в себе опыт таинств, чтобы наше свидетельство было не свидетельством об идеологии, а свидетельством о живом присутствии Бога в нас. …И если нас спросят: что же вы сделаете для современного общества? - спросит это конформист или диссидент, спросит это активный человек или беглец, - мы всем ответим одинаково: что если мы будем свидетельствовать о Христе… мы будем действовать вместе с Ним». «…и зло будет побеждено».
Олег УСТИНОВ, историк, кандидат философских наук
Напоминаем, что весь этот месяц в КПЦ «Дубрава» имени Александра Меня проходит фестиваль авторской песни памяти Александра Галича. В четверг, 20 октября там выступят Дмитрий Курилов и Сергей Дворский.
Комментарии
Договорятся ли два клана? Дадут ли ребятам нажиться в Сергиево-Посадском районе как в Иваново? Именно поэтому в своё время разгорелся скандал против генпрокурора Ю. Чайки и его сыновей. Чайка - человек президента.
Хакамада в своё время взвесила все за и против и перешла на сторону Путина, то же самое сделал бы со временем Немцов, если бы его не убили. Теперь он является знаменем борьбы против путинской системы.
Хинштейн уличил Ильницкого во взаимодействии с американскими дипломатами и даже в прохождении учебы в западных спецслужбах. Это было поводом к его отставке из правительства МО. Даст ли Воробьев реализовать план Семхоз-СИТИ? Договорятся ли два клана между собой? Всё будет зависеть от нас и нашего на то согласия и решительности.
По каким пунктам вы со мной не согласны, Александр Иванович? 86% зомбированы на одной волне, 13% - на другой, и только 1,99% таких как я не подвержены никакому гипнозу и наблюдают за происходящим объективным глазом.
Кому был неудобен Душко? Неужели Путину?
RSS лента комментариев этой записи