Споры о судьбе русского театра в Сергиевом Посаде накаляются день ото дня. На этот раз масла в огонь подлил районный глава Сергей Пахомов. Высказанное им на встрече с главными редакторами сергиевопосадских СМИ мнение о том, что аудитория местного театра-студии «Театральный ковчег» невелика и потому тему строительства здания для него нужно закрыть, вызвало в культурной среде недоумение, поскольку, в частности, неясны критерии и методы подобной оценки.
Как ответственный политик, заручившийся год назад поддержкой избирателей, Сергей Пахомов не мог взять данные о посещаемости театра с потолка. Вывод о «невеликости» зрительской аудитории не может быть не подкреплён серьёзными исследованиями, включающими в себя не только подсчёт проданных билетов, но и социологические опросы, позволяющие узнать мнение горожан о предмете спора. Если подобные данные имеются, то необходимо их опубликовать, поскольку решается судьба не только традиционного русского театра в Сергиевом Посаде, но и будущее культуры в целом.
Переезд «Театрального ковчега» в здание образовательно-досугового центра «Октябрь» может стать губительным для театра, так как условия в предлагаемом здании ещё хуже, чем в нынешнем. Подобные заявления могут быть сделаны по причине недопонимания того, что такое театр вообще и чем он отличается от школьного кружка самодеятельности, в котором всё делается «на коленке».
Русский театр, а «Театральный ковчег» является его малой театральной формой, это особый мир, представляющий собой совершенно уникальное явление в общемировой и отечественной культуре. В России, как историко-культурное явление, русский театр складывался на протяжении столетий, формируя признанную во всём мире национальную культурную традицию, олицетворениями которой, в числе прочих, являются Станиславский и Немирович-Данченко. Для нормального функционирования такого тонкого организма требуются самые разнообразные условия, которыми предлагаемый ОДЦ «Октябрь» по существу не располагает. Театру требуются иначе организованное зеркало сцены и зрительный зал, мастерские декораций и костюмов, склады с особыми условиями для хранения инвентаря, оборудование, репетиционная и танцевальные комнаты, гримёрная и другие необходимые помещения. Особо ощутимым недостатком предлагаемого ДК является излишняя приподнятость сцены от пола, что не позволяет создать эффект близости происходящего на сцене, который очень важен в театральном искусстве.
Странно, что главе района не предоставляется полноценная информация, позволяющая избежать опрометчивых предложений. Неужели положительный опыт других городов Подмосковья не является для местных чиновников примером? Взять, например, грамотно спроектированный Мытищинский театр «ФЭСТ», в котором легко дышится местному творческому коллективу. Благодаря предусмотренным в здании театра площадкам имеются условия не только для успешной работы местной студии, но и для выступления приглашенных трупп, в том числе зарубежных. В этом же подмосковном городе находится замечательный детский театр кукол «Огниво», для которого специально было построено очень красивое здание, стилизованное под сказочный замок. Есть свой театр и в Дмитрове, которому, в отличие от Сергиево-Посадского, власти не предлагают недостойных переездов. Благодаря театру-студии «Театральный ковчег» Сергиев Посад стал по-настоящему театральным городом, чему имеются многочисленные свидетельства в виде наград, благодарностей и признания. Свой театр в городе - это особенный статус и авторитет, которые нелегко достаются и которые недопустимо терять.
На аргументе о «невеликости» аудитории «Театрального ковчега» следует остановиться поподробнее, для чего стоит заглянуть в Акт ревизии финансово-хозяйственной деятельности МУК «Сергиево-Посадский драматический театр-студия «Театральный ковчег» от 02.12.2014 г., опубликованном на сайте Совета депутатов городского поселения Сергиев Посад. Документ гласит, что в 2013 году театром было продано 11 779 билетов, то есть за год театр посетил почти каждый десятый житель стотысячного города! Ознакомиться со статистикой, находящейся по адресу http://sovetsp.ru/audit/reports/?ID=3088 может любой желающий. За годы существования «Театрального ковчега» сложилась постоянная зрительская аудитория, которая непрерывно растёт, вовлекая в настоящую высоко духовную культурную жизнь всё большее количество людей. И это в городе, который ещё 10 лет назад вообще не был театральным!
В процессе чтения статьи с участием С.А. Персианова "Без поправок на провинциальность" (газета "Новое зеркало" от 24.12.2014 г.) появляется ощущение недосказанности. В ней утверждается, что на русский балет летом 2014 года пришло много зрителей, но почему-то не говорится при этом, что билеты на представление раздавались бесплатно. В той же статье высказывается позиция, что уровень культуры в Сергиевом Посаде слишком низкий. Разве нет в нашем городе своего Союза художников? Или это, по мнению господина Персианова, не культура? И почему нужно равняться на разномастную столичную культуру, тоже не ясно. Ведь театр - это не фишка для богатых. Театр нужен людям прежде всего для самообразования и отдыха от серых будней. Может вместо того, чтобы предлагать в качестве примера проекты типа «Голос», которые имеют собой другие цели, и которые безумно дороги в финансовом плане, имеет смысл поддержать более одухотворенную отечественную культуру?
Ядро русской культуры, которое вот уже на протяжении столетий остаётся нетронутым временем, несёт в себе главное слагаемое — гуманизм. Русская культура подразумевает бережное отношение к человеку, его право на развитие и возможность созидать. Развитие — это усложнение форм. Но нашим чиновникам почему-то хочется всё упрощать и оптимизировать. Согнать несколько творческих коллективов и театр-студию в одно помещение и сэкономить деньги на строительстве достойного театрального здания.
К сожалению, культурная политика нашего города пока далека от «Основ государственной культурной политики», утвержденных в конце прошлого года (24 декабря 2014 г.) Президентом РФ. Открывая заседание Госсовета, В.В. Путин отметил, что уникальность документа состоит в новом понимании культуры. Не как сферы услуг, а как основы общественной жизни. Только «отношение к культуре как к миссии, как к общественному благу и историческому наследию, как к системе ценностей и нравственных идеалов» может стать «мощным фактором обеспечения национальной безопасности и суверенитета России».
Одним из важнейших качеств, которым наделяет культура человека — это совесть. Совесть необходима людям, в особенности тем, кто занимает ответственные государственные посты. Будем надеяться, что совесть поможет нашим чиновникам принять правильные решения и не совершать политических ошибок прошлых руководителей Сергиева Посада, которые стоили им высоких постов.
Александр Малышев. 10.02.2015 г. Сергиев Посад.
Комментарии
Правильно Владимир Матвеевич говорите хоть с цепями и свободой подвох проскальзывает. у класика вместо цепей оковы были тяжкие рухнувшие от собственной тяжести кажись.
С цепями у меня в памяти крепко связана ЗАРЯ, я где то помню вычитал в какой то культуре , правда давно это было,что цепи сами отваливаются при её восхождение. Нддо только подождать и подержать себя в руках.
Гвозди бы делать из подобных людей как Персианов! Забавно наблюдать, какой шухер он навёл своими намёками и предложениями. Надеюсь, что глава района не дурак и оценит такую «услугу» по достоинству. Демахинские постановки конечно больше похожи на провокации., которые содержат в себе далеко идущие цели. Цели самые разные. Но главная, как мне кажется, это оскандалить власть в Сергиевом Посаде и добиться её смены.
Дед Владимир, ну, я думаю, что если себя самому взять в руки покрепче, да если умудриться совершить в таком состоянии движение, то цепи точно отвалятся. А уж если это все на ЗАРЕ делать, то 100% успех будет. Мы тут с цепями-то до того договорились, что вон Роман Кириенко в Демахине аж грядущего "могильщика" нынешней власти увидел. Как это масштабно звучит !Я-то думаю, что как творческому человеку Демахину, извините, не до цели свержения власти. Творческие люди они творчеством занимаются и без этого не могут жить. И насколько я знаю Александра, он на баррикады никогда не рвался, мне кажется, он их при любой возможности обходит стороной.
Ох Роман хватит бредить. С Персиановым каши то на воде не сваришь, а гвоздя из него и подавно не сделаешь. Челочек - генератор идей, но сам не одной своей или чужой идеи не реализовал. Помню ещё при мэрстве своём заявил что привёз из германии идею делать компостные ямы и обязательно даст команду делать такие ямы в районе. Весь район тогда за животы держался.
Обратил внимание на заголовок статьи. Хотя речь и идёт в основном о нашем театре Ковчег, всё намного глубже и печальней (да мы к этому привыкли?). Бескультурная политика - вот одна из главных причин по-моему. И как-то уже безнадёжно обескураживает, что становится всё хуже и хуже, хотя внешне всё порой отлично. Какой проблемы не коснись в итоге разговор скатывается к недееспособности властей. Чем, например, нынешний Пахомов лучше вчерашнего Короткова? Чем Букин лучше Гончарова? Чем они лучше Маслова, Упырёва и прочих, ещё задержавшихся в памяти? Род дом не построен (и уже не будет?), спорткомплекс не построен, объезд, проезд, заезд, обход - где всё это? Или хотя бы намёк на то что это будет? Теперь весь оставшийся срок будут козырять красивым 700-летием? Да ещё Скитский парк (пруды так и не дочистили) пока, правда, не совсем доделанный. От активной оптимизации, которую затеяли власти многие уже воют. Такое впечатление, что оптимизацию затеяли для того, чтобы везде поставить своих людей, только и всего. Ковчегу пока держаться старого места и ждать новой власти. Может быть более разумной всё-таки.
Я мож сейчас очередную глупость скажу но она из меня прёт. У меня формируется внутри сознания некая догадка, что нам в стране банально денег перестало хватать, не только на всё в целом но и на культуру тоже, ощущение такое что со всего чего можно идёт отжим в казну Российскую, ну не до культуры сейчас нам, нет оно говорить то конечно надо, а то типа оборзеем без неё , но как мне думается не она сейчас главная совсем не она. А тут ещё различные личные ,как безкорыстные, так и коммерческие интересы приплетаются на постоянной основе, запутано и приплетено к этой проблеме много чего. Может и удастся с этим когда разобраться, но наверное ещё не скоро это случится -- в этом году этого точно не произойдёт.
Автор: Александр III >Культура то у нас есть нет её понимания в политическом смысле. актёры, ордена.. медали театры стриптиз клубы и даже живущий у кого то НА.... Карлсон настолько всё смешалось, что выглядит извините за мой француский пошло и однообразно и между всеми вами простые наши граждане не видят особого различия. ну вон в британии даже рыцарские звания дают людям - Шон Коннери, почему это можно делать там, а здесь нельзя? А какая нибудь мадонна бегает с пусси риот, наверное от большой "любви" к нашей стране >Поэтому не надо сопли распускать возьмите себя в руки! Поставьте например пьесу "Который живёт в России" про молодого человека лет эдак двадцати "ходит он в футболке значит и кепке, значок ГТО на груди у него больше не знают о нём ничего" и пригласите на сие действо к примеру министра культуры или лучше депутата госдумы от \Единой России после спектакля поплачтесь в желетку и.т.д и т.п Мысль моя ясна? Вам бы в пусси риот пойти, Вас там примут.
RSS лента комментариев этой записи