5 июля 2013
Я начинаю понемногу разбираться в подписях, почерках и стилистике писем. Похоже, написавшая это письмо женщина – повзрослевшая юная особа 1916 года, считавшая извозчиков.
Проблем у неё прибавилось, язык письма во многом приобрёл эзопов характер. Caveant consules! (Пусть консулы будут бдительны!)
Дорогая Элли!
Очень долго тебе не писала. Я попала под эпидемию малярии. Эти эпидемии здесь бывают систематически, так как на прудах хозяйничают малярийные комары. Санитарные врачи на это не раз обращали внимание, но их не слушали, а теперь их обвиняют в том, что они недостаточно обращали внимание. И поэтому им необходимо собраться с мыслями, пообщаться с простыми людьми.
Лечилась я хинином, который Ян Янович брал у Доры Яковлевны. Эта дама живет у нас в Птицеграде, её муж – в Америке, дочка учится в консерватории, играет на скрипке. Галя очень любит к ней ходить, послушать скрипку, так как я давно уже не играю после вынужденной безработицы 1933 года.
С продуктами очень плохо. Мама жарит картошку на рыбьем жире, и потом она с Галей едят её, протыкая деревянной лучинкой, которую зовут пиками. Я это есть не могу. К тому же закрыли птицеградскую пекарню. Институт выделяет подводу, и тогда мы коллективно едем за продуктами – сначала на лошади до станции, а потом поездом в Москву. Наши девочки тут весь день караулили у магазина завоз печенья «Зоологическое».
Нет сахара, зато есть Сахарчук.
Директор Куркрола, Виктор Викторович Виктор сломал ногу, когда в известной ситуации выпрыгнул из окна. Сейчас его отправили на лечение, и кажется очень?очень надолго. И я полагаю, что вслед за ним ещё очень многие отправятся на лечение, и на очень благоустроенные курорты. Приходим на работу и спрашиваем, к кому ночью гости приходили?
Из Архангельска вернулся Михаил Бессонов, это очень перспективный учёный, он разрабатывает виды пищевых добавок для корма птицы из рыбных отходов. В условиях соседства Птицеинститута, совхоза и Рыбхоза это должен быть интересный метод. Но он опасается, что его в ближайшие два?три месяца могут сорвать на административно-хозяйственную работу. Многих уже отправили возглавлять птицеводческие хозяйства. Возможно, это резонно, среди этих людей немало практиков, которые при благоприятных обстоятельствах много могут сделать.
Уехала в родное хозяйство татарочка Баян Нуризянова, добрая, весёлая, отзывчивая девочка, которую совсем не испортила слишком ранняя слава. Теперь будет возглавлять кролиководческий совхоз.
Наша детвора очень расстроена. В Горкино привезли ленту американца Уолта Диснея «Три поросёнка». Объявили общегородские детские сеансы. Часть городских детей успела побывать, но когда собрались наши, лента сгорела, и им показали документальный фильм про пионеров. Галя рассказывала, что она всё ждала, когда же будут поросята, а там все пионеры, пионеры… Маленький мальчик из нашего полуподвала, сын истопника, наслушавшись взрослых, сказал, что это всё сделали вредители! Отец тут же ему надавал крепких тумаков и всё спрашивал у всех, не говорил ли мальчик про это при посторонних, «а то посадят ни про что хороших людей».
В Гефсиманском скиту, где были беспризорники, теперь учебный комбинат инвалидов, там сейчас работает друг Яна Яновича, Матвей Рожков, который до недавнего времени был редактором газеты «Вперёд». Сейчас руководит подготовкой рабочих-станочников из глухонемых, для нового оптического завода. В качестве практики они делают пока медицинские приборы.
Но от того, что «Каляевки» не стало, никому не легче.
Милая Элли, я посылаю тебе фотографию старого дома в Птицеграде, он очень уютно смотрится.
Всего доброго и Ангела хранителя. Твоя Жени.
Письмо читал Александр Рдултовский
Добавить комментарий