9 июня 2013
Эта фотография морской тематики была найдена, как это ни странно, среди страничек каталога нашего Института игрушки, выпущенного в конце 1950-х годов...
А через пару страниц оказалось и письмо, адресованное сотрудникам института. Судя по письму, оно было написано где-то в 1958 году. Стилистика, как вы понимаете, сохранена.
Уважаемые товарищи!
Недавно купил для своей внучки очередной номер октябрятского журнала «Мурзилка», тот, который вышел в августе. И он весь был про Музей игрушки, который есть у вас в Загорске. Про ваш институт я не понаслышке знаю, ещё с флотских времён.
Познакомились мы так. Перед самой войной к нам поступил новый замполит, его перевели из политуправления Северного флота. Так вот, рассказывали, что он писал по поручению начальства отзывы на новые военно-морские игрушки. Мы этому не верили, но потом он однажды нам показал свою статью про модель миноносца, которую сделал загорский мастер Владимир Соколов.
А пишу я вам вот по какой причине. Среди новых игрушек, которые были нарисованы в журнале, был и могучий советский атомный ледокол «Ленин». Моя же морская служба начиналась на дизельном ледоколе «Ленин», который осваивал Северный морской путь в далёкие 1930-е годы.
Капитаном его был Адольф Казимирович Печуро, отважный полярный моряк. Ходили мы в Карские, или «хлебные» экспедиции – вывозили из Сибири хлеб и сырьё.
При нашем корабле всегда были разные учёные, которые Арктику изучали. Девять месяцев во льдах, три – отдых. Шефами у нас был Большой театр, артисты приезжали с концертами. Навещал нас и знаменитый полярник Отто Юльевич Шмидт.
Ходил наш ледокол по нескольким полярным морям – Баренцеву, Карскому, морю Лаптевых. Да жизнь моряка переменчива. В 1938 году попали мы в беду. Тогда ещё не знали, что полярные льды дрейфуют по разным сезонным графикам. И попали мы в ледовый плен, одно судно было раздавлено льдами. И нашего капитана арестовали. Дали ему семь лет, обвинили во вредительстве и «преднамеренной зимовке». И ничем мы ему не могли помочь. Но у Адольфа Казимировича жена была – ему под стать, судовой доктор на нашем корабле. Звали её Анна Степановна. И она все силы приложила, чтобы его спасти. А тут ещё наши полярные летчики, наблюдая движение льдов, определили, отчего попал в беду наш караван, а до этого – геройский «Челюскин».
Нашего капитана освободили, вернули ему все награды и доброе имя. Да только он к нам не вернулся. Уже после войны узнал я, что живёт он в вашем Загорске, а жена его работает на станции «Скорой помощи». Адрес его – не могу сказать что почтовый, но там все друг друга знают – посёлок имени Каляева. Знаю, у него есть альбом про все наши проходы.
И у меня к вам, дорогие товарищи, большая просьба – сделать модель нашего ледокола «Ленин», Сейчас он стал номерной, работает в Одесском порту. А хочется, чтобы осталась о нём добрая память. И чтобы всё – один к одному, хоть сейчас в поход, как наш замполит говорил!
С морским приветом от старого полярника!
…Увы, как всегда, подпись неразборчива, а конверта нет.
Письмо читал Алекс Рдултовский
Комментарии
А. К. Печуро похоронен на старом кладбище у ПМК. Прошлым летом сфотографировала его могилу: http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/8/101/847/101847132_large_DSC_0580.JPG и http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/101/847/101847151_large_DSC_0581.JPG
RSS лента комментариев этой записи