24 марта 2013
Однажды зашёл у меня разговор со знакомыми из посёлка Ферма — когда же началась военная история здешних мест? Вспоминали учёных-атомщиков, заочное отделение Академии имени Фрунзе, маршала Шапошникова.
Тут я и припомнил генерала Константина Величко, который в этих краях трудился в 1918-1919 годах. Современники звали его «русский Вобан». Вобан — это был французский военный инженер, создавший новую концепцию фортификации. А «русский Вобан»…
Впрочем, он сначала родился. Это произошло 20 мая (1 июня) 1856 года в городе Короча, современная Белгородская область. Учился в Петербурге, сначала в военной гимназии, потом — в Николаевском инженерном училище.
В 1877 году молодой офицер выдержал вступительный экзамен в Николаевскую инженерную академию, но начавшаяся русско-турецкая война побудила его отправиться в действующую армию, где он состоял сначала в 1-м сапёрном батальоне, затем во 2-м военно-телеграфном парке.
После окончания войны осенью 1878 года вернулся в Инженерную академию, которую окончил в 1881 первым по успеваемости. В 1883 году Константина Ивановича командировали в Берлинский университет для слушания лекций.
C 1890 он уже профессор Николаевской инженерной академии по кафедре фортификации. Оставался на этой должности до начала русско-японской войны. В это же время, в 1892 и 1893 годах, полковник Величко работал в крепостях Ковно (Каунас) и Новогеоргиевск (Замостье), где заведовал сооружением крепостных железных дорог и принимал участие во всех занятиях гарнизонов.
Свое прозвище «русский Вобан» Константин Иванович Величко получил в русско-японскую войну. 12 февраля 1904 года он был назначен генералом для особых поручений при командующем силами на Дальнем Востоке Куропаткине. Перечисление построенных по его проекту укреплений — это целый географический указатель Северного Китая. Ляоян, Кавлитцунская позиция на реке Ляохе, Инкоу, Ташичао, Хайчен, Мукден, Телин, Харбин. Из Манчжурии Величко вернулся в звании генерал-лейтенанта.
Интересна роль генерала Величко как популяризатора военных знаний. В 1910-1914 годах он состоял председателем редакционного комитета «Военной энциклопедии» в издательстве Сытина.
В годы первой мировой войны Величко с 1914 года — в распоряжении Главнокомандующего армиями Юго-Западного фронта, затем начальник инженеров 11-й армии, осуществлявшей осаду Перемышля.
С 4 марта 1916 года — начальник инженеров Юго-Западного фронта. Предложил новую форму инженерного оборудования местности для наступления — «инженерные плацдармы». Впервые такой плацдарм был создан при подготовке Брусиловского прорыва.
После Февральской революции Величко, заслуженно пользовавшийся крайне высокой репутацией в армии, был 10 мая 1917 года назначен на высшую должность полевого инспектора инженерной части в Ставке Верховного главнокомандующего.
В феврале 1918 года добровольно вступил в Красную Армию, руководил инженерной обороной Петрограда, с марта 1918 года — председатель коллегии по инженерной обороне государства при Главном инженерно-техническом управлении РККА.
Вот тут судьба и приводит его в наш город. Дело в том, что это самое управление вслед за Электротехнической академией обосновалась в Сергиевском Посаде, в стенах Гефсиманского скита. Сам Константин Иванович квартируется в Странноприимном доме (в быту его чаще называют гостиницей, здание сейчас реставрируется).
По вызову К. Величко прибывает в Посад Карбышев. Кстати, последний активно занимается преподавательской деятельностью в Электроакадемии, работает с дипломниками. Константин Иванович быстро сошелся с местной интеллигенцией. Известен портрет генерала, выполненный художником М.В. Боскиным.
Деятельность старого инженера отметила новая власть. В приказе РВСР № 2731 от 8 декабря 1922 года говорилось, что «громадная работа, проделанная профессором Величко по изучению и использованию опыта мировой войны, дала возможность устранить недочеты прошлых лет при укреплении наших рубежей... Имя профессора Величко останется в истории наряду с самыми крупными именами в области фортификации».
Но — «Бойтесь данайцев, дары приносящих!» На старого генерала активно шилось дело. От репрессий, обрушившихся на спецов в конце 1920-х годов, его спасла кончина — он умер 15 мая 1927 года.
Среди старожилов города бытовала легенда, что генерала Величко похоронили на Вознесенском кладбище (район современной «Звёздочки»). Впрочем, это только легенда.
Алекс Рдултовский
Добавить комментарий