15 марта 2013
28 февраля 1968 года в Москве состоялся первый показ фильма «Сергей Лазо», значительная часть которого снималась в Загорске летом и осенью 1967 года. Загорск изображал антикоммунистический Иркутск.
Снимал «Молдова-фильм», режиссер Александр Гордон, сценарист Георгий Маларчук. В работе над сценарием и в съёмках фильма активное участие принимал Андрей Тарковский. Возглавлял съемочную группу начинающий Эмиль Лотяну.
В грифе фильма значилось, что он посвящается 40-летию Ленинского комсомола, и молодой и красивый Лотяну без конца встречался с комсомольским активом города. Все происходило, как в песне на стихи Виктора Бокова: «Хором девушки вздыхают – мы не нравимся ему». Активистки заглядывались на молодого неженатого режиссера, а он «держал дистанцию». Лотяну в 1968 году начинает снимать свои фильмы, сделавшие его широко известным, и в народном сознании закрепилось, что и «Сергей Лазо» - фильм Лотяну. Кстати, во время съемок его фамилию переделали в «Лаптяну».
Детвору привлекали сами съемки и возможность поучаствовать в массовке. Но отбор был строгий, многие детки из-за этого сильно обиделись. Был даже преступный сговор: во время съемок кидаться камнями. Съемки проходили на Кукуевке, в районе Уточьей башни настроили деревянных палаток, лотков, которые должны были изображать базарную площадь в Иркутске. Тут и снимались сцены с торговлей, стрельбой по толпе и горящими лабазами. Главный герой, Сергей Лазо (его играл Регимантас Адомайтис) вместе со всеми занимался тушением пожара и усмирением бунта.
В азарте съемочная группа сделала несколько ляпов, а именно: в кадр во всей красе попала Уточья башня, которой в Иркутске, разумеется, нет. А дети переживали, что не попало в кадр, как они бросаются камнями. Никто тогда не имел понятия, что фильм монтируют и вырезают все лишнее.
В конце марта фильм уже идет в Загорске. Местные власти в первую очередь организовали просмотр для школьников. Все искали на экране себя, и момент узнавания был радостным. Еще удивлялись, где набрали столько японцев. Оказалось, роли японских солдат исполняли студенты-вьетнамцы.
Фильм был черно-белым, очень эффектным. На тот момент казалось, что это проходной советский фильм. Много лет спустя узнались подробности – оказывается, фильм мог на долгие годы угодить на полку, потому что возник целый ряд накладок. Первоначальный сценарий был слабенький, и Андрей Тарковский полностью его переработал. В последней сцене, когда Лазо попадает в засаду, специалисты кино находили сходство с фильмом Куросавы «Семь самураев».
Нужен был артист на роль казачьего полковника, по новой версии сценария, с порочным лицом. Маларчук спросил у Тарковского: «Как, по-твоему, выглядит порочное лицо»? «Вроде моего», - ответил Тарковский. Андрей и сыграл эту роль, но в титрах он не указан ни как сценарист, ни как актер. Потому что потом грянул скандал. В последней сцене для усиления драматизма использовались фрагменты музыки Рихарда Вагнера из «Лоэнгрина». Отношение к Вагнеру было неодназначным. В опере его разрешили с 1963 года, но в советском идеологическом фильме любимый композитор наци был совершенно недопустим. Начались разборки, и Тарковский в роли белого офицера тоже попал в поле зрения. Товарищ из идеологического отдела ЦК говорил патетически: «Андрюша стреляет в кого? В коммунистов стреляет! В красных командиров! Это значит – он в нас стреляет!»
Над фильмом нависла серьезная угроза. Но посвящение комсомолу сыграло свою роль – «Сергей Лазо» появился на экранах.
Великолепна музыкальная канва произведения. Использовались произведения Эминеску, японские мелодии. В 1968 году на кинофестивале в Риге фильм был отмечен премией.
Алекс Рдултовский
Добавить комментарий