1818

24 января 2013

В преддверии Дня студентов — история песенно-веселящегося и объединяющегося студенчества. В сознание обывателя плохо укладывалось, что студент учится. Студент или бунтует, или гуляет.

Первоначально Татьянин день был праздником исключительно Московского университета. Потом это распространилось на всё студенчество. У всех университетов были свои покровители. 

Русский студенческий фольклор имел интересные семинарские корни, уходил в фольклор семинариста-бурсака и рисовал буйную студенческую натуру, родственную ёрнической натуре улицы. Точно таким же был западноевропейский студенческий фольклор, в особенности страны университетов — Германии с её студенческими корпорациями, землячествами. Основная часть традиций российских университетов перекочевала оттуда. 

Именно там, в Дерпте, студент Языков на основе европейской студенческой песни соорудил памятную многим поколениям студентов песню «Крамбамбули». Крамбамбули — это немыслимый коктейль вин и водок. Например, «Голубой слон» — это когда у тебя слоны полезут, или «Турецкий принц» — до турецкого принца допиться. Крамбамбули — это бессмысленные звуки, изображающие бормотание пьяного. Этот студенческий гимн пела практически вся университетская молодежь России, кроме Московского университета. Там бытовал перевод, выполненный небезызвестным профессором Александровым. Он был сильно русифицирован и пелся на другой мотив.

Знаменитая песня, посвященная Татьяниному дню (мелодия куплетов Баринкая из «Цыганского барона»): 

Нас Лев Толстой журит, журит

И пить нам водку не велит, 

Но мы сегодня пьяны.

Кто виноват? Татьяна!

Казанский университет отличала другая песня с припевом «Через тумбу, тумбу раз». Песня воспроизводилась во многих других университетах России с заменой реалий. У казанских было: «Там, где тинный Булак со Казанкой-рекой, точно братец с сестрой, обнимаются, от зари до зари, лишь зажгут фонари, вереницей студенты шатаются. Они пьют и едят, они пьют и едят и ещё кое-чем занимаются». В качестве патрона фигурировал святой Харлампий. Заканчивалось так: «А Харлампий святой с золотой головой, сверху глядя на них, улыбается. Он и сам бы не прочь погулять с ними ночь, но на старости лет не решается». Ярославский университет вставлял Николая Угодника: «А Никола святой с колокольни большой…» и т.д.

Копейка Сергиев Посад Трансвааль

Обратимся к очаровательному сборничку «Трансвааль» — собранию «новейших песен и романсов», Москва, 1911 год. Обычный репертуарный сборник рваного жанра (так характеризовали песни улицы). Собрано всё, что пелось в пьяной компании в мещанской среде. К своему удивлению, среди текстов я нашел очень популярную студенческую песню «Наша жизнь коротка» (её ещё называют «Проведемте, друзья, эту ночь веселей»). Студенческий репертуар активно внедрялся в быт, в репертуар низовых шансонье, в застольную песню. «Золотых наших дней уж немного осталось, а бессонных ночей половина промчалась», — вариация на тему «Гаудеамуса»: будем радоваться, пока мы живы. Тогда студенты были не ребята молодые, между прочим. Бурса — от немецкого Bursche — парни.

Студенческие песни попадали в низовой репертуар, в том числе, и трактирных гармонистов, через сорвавшихся студентов — ребят, которых захватывала гулевая сторона жизни и которые вместо знаний в аудиториях медленно, но верно начинали приобретать знания в злачных местах, становились «вечными студентами» или исключались из университетов и пополняли ряды низовых служащих и канцеляристов. Они упорно считали своими патронами святых, которые патронировали их университет. К студенческому репертуару часто прикладывались гимназисты старших классов.

К началу ХХ века в России тоже начала складываться система землячеств. Это были неполитические организации, занимавшиеся социальной и психологической поддержкой друг друга. По уставу никакие организации в университете не допускались, но на землячества смотрели сквозь пальцы. Землячество могло включать не только студентов одного университета, но и всю студенческую молодежь какого-нибудь города, приехавшую учиться в столицу. Например, в Московском университете было землячество студентов из Сергиева Посада (не более двенадцати человек). В 1905 году оно пробрело слегка политический характер: митинговали, знакомились с манифестами различных политических движений. Возглавлял землячество студент, юрист Николай Фёдорович Загорский. Это был либерал, чистый земец, позднее стал присяжным поверенным в родном Орехово-Зуеве. Мне удалось найти его публикации в «Учительской газете» на тему юридических прав учащихся и преподавателей. 

 

Алекс Рдултовский

 

Поделиться:

Добавить комментарий

Текст комментария:

Последние материалы