Скандал вокруг дачных поселков, которые по вине чиновников Сергиево-Посадского района оказались в охранной зоне, достиг апогея. Некоторые дачники, а также жильцы поселков получили предписание о сносе собственных домов и приведении участков в первозданный вид. Люди, оказывается, должны не просто лишиться земли, которую купили на законных основаниях, а снести собственные капитальные дома. Для некоторых из них — это единственное жилье. И что самое страшное — никакой компенсации за это не предусмотрено. А все из-за того, что десять лет назад районные чиновники (некоторые из них работают и по сей день) не знали о документе, составленном еще в 1986 году. Он говорит о том, что данная территория представляет собой зону культурного наследия и является особо охраняемой.
Под это ограничение попали 11 коттеджных поселков и более 20 деревень, некоторые участки которых построены после 1986 года. Деревни расселялись вместе с местными жителями, а дачники оказались в особо охраняемой зоне. Их дома тоже являются незаконными, так как местная власть не имела права расширять границы поселков, выдавать разрешения на строительство наземных жилых строений, переводить земли с сельхозназначения на индивидуальное жилищное строительство. Под ограничение попали и жители деревень, которые после 1986 года перестраивали свои дома и делали их кирпичными, двухэтажными и с мансардами. Оказалось, это все запрещено. В традиционных деревнях этим постановлением 1986 года было разрешено только одноэтажное строение.
В 1986 году «Мособлстройреставрацией» был разработан проект охранной зоны вокруг 286 объектов культурного значения. Из них на сегодняшний день поставлены на учет только 40. Тогда же, в 1986 году, решили установить общую зону площадью 8000 гектар вокруг древнего города Радонеж. Согласно решению исполкома Московского областного совета народных депутатов, на этой территории находится уникальный ландшафт, поэтому застройка регулируемая. То есть существует запрет на новые постройки вообще. В документе подробно прописано — с должностями и фамилиями, — кто и как отвечает за сохранность зоны.
Решение выпустили, но исполнять его так и не стали. Ни один объект, кроме церкви и остатков крепости, не был внесен ни в реестр, ни в кадастр. Почему — сейчас уже разобраться трудно, а с учетом того, что через пять лет страна, в которой был выпущен документ, перестала существовать, понятно, что всем было уже не до древнего города Радонеж. О самом решении №826/20 от 12.06.1986 забыли до 2013 года, то есть на 27 лет. За это время район расширялся и строился. Изначально землю в особо охраняемой зоне выделили в качестве паев колхозникам, затем ее скупили третьи лица. Участки с соблюдением всех процедур были переведены в дачный вид разрешенного строительства. О решении 1986 года никто и не вспомнил. Само решение проходило под грифом ДСП (для служебного пользования. — Прим.ФАН), поэтому широким массам не было известно, а руководители, принимавшие его, были уже давно смещены. Новые власти о существовании документа в архиве даже не знали.
«Я вам честно скажу — у нас есть юристы, — рассказывает Алексей Кручинин, один из собственников «запретного» участка. — Я обращался к юристам, которые проверяли «чистоту» земли. Я покупал землю в 2011 году, на тот момент никаких свидетельств и никаких документов о существовании охранной зоны не было. Потому что данный документ с 1986 года по 2013 под пометкой ДСП лежал в архиве, пока его оттуда не поднял суд. Это 1986 год — время, когда все земли были только государственные, а оборот земли был только государственный. Естественно, этот документ для широкого круга лиц не должен был публиковаться».
Все неприятности начались с того, что местные жители начали протестовать против застройки дачных поселков. Раньше на этом поле они устраивали пикники, а теперь доступ закрыт — здесь вовсю идет строительство «понаехавших» москвичей. Посыпались жалобы в Общественную палату Сергиево-Посадского района, в Общественную палату России. Вокруг строительства поднялся информационный шум, и когда он к 2012 году достиг своего апогея, к процессу подключился человек, который был автором проекта охранных зон — Сергей Чернов. Именно его проект и послужил основанием для выпуска решения 1986 года. Сергей Заремович известный в стране историк, археолог, доктор наук, ведущий научный сотрудник сектора археологии Москвы Института археологии РАН.
Как выяснилось, Сергей Чернов давно хотел в данном месте организовать заповедник и даже неоднократно обращался в различные инстанции, дабы продвинуть свою идею. Но вопрос решить не удавалось. А если бы чиновники прислушались тогда к ученому с мировым именем, то не возникла бы сегодняшняя ситуация с обманом сотен граждан. Когда поднялся шум, он подключился со всеми документами, со всеми своими изысканиями. На руках у Чернова была копия тех документов, которые хранились в архиве. Он их разослал во все соответствующие органы — прокуратуру, суды — и процесс пошел. Оригинал искали полгода, откопали в архиве. В итоге суд признал законность старого документа, выпущенного уже несуществующим органом власти в уже несуществующей стране. Это означало одно — строительство на участке в 8000 гектар запретить, а все постройки после 1986 года необходимо снести. В том числе и в деревнях, если эти постройки были сделаны позже, и те дома, которые были перестроены.
Чиновники, которые ранее выдавали разрешение на строительство, теперь единогласно решили поддержать идею заповедника и сноса домов. Подключились различные общественные деятели. Например, бывший депутат Госдумы, экс-заместитель министра культуры РФ Павел Пожигайло вообще предложил все снести, мол, пусть жители судятся до конца своих дней. Беда только в том, что в данном месте участки приобретали не миллиардеры, а простые люди. Некоторые из них даже продали все свое имущество для того, чтобы построить дом в Подмосковье и переехать туда жить. Людей действительно богатых здесь практически нет. И самое главное — люди покупали эту землю, соблюдая все законы Российской Федерации.
«Никого не волнует то, что люди как-то потратились, — продолжает Алексей. — Что почти все эти люди с невысоким достатком. Это не поселки олигархов, не поселки богатых людей. Так как стоимость земли была достаточно низкой, ее могли себе позволить в кредит пенсионеры. У нас их очень много. Еще есть многодетные семьи, инвалиды. В большинстве своем — незащищенные слои населения. Более того, в наших поселках есть даже пара человек, которые продали свою городскую квартиру и построили основательный кирпичный дом, чтобы в нем жить. И его теперь даже нельзя зарегистрировать как собственность — Росреестр не позволяет».
Десятки людей фактически оказались бездомными — они живут еще в своем построенном жилье, но юридически его уже не существует. Это жилье невозможно передать в наследство, невозможно застраховать. С каждым годом все меньше страховых компаний соглашаются подписывать договоры. Да и то только с теми, кто успел свой дом зарегистрировать до 2013 года. Хотя этим людям при сносе вряд ли эта регистрация поможет, однако у них хотя бы есть право собственности. Почти половина владельцев успела получить кадастровые паспорта, но вот оформить их уже не смогла — в Росреестр пришел запрет оформлять эти паспорта.
«Мои соседи-пенсионеры потратили все свои сбережения на этот участок, — говорит собеседник. — Вложили туда почти миллион рублей. Участок стоил где-то 600 тысяч. Плюс подключение электричества, взносы все в ДНТ, оплата дорог, общей изгороди. В общем, по чуть-чуть набежал миллион рублей. Люди последние сбережения вложили в этот участок и теперь не могут построить на нем ничего. Участок зарастает бурьяном. Строить на нем незаконно, и сделать с этим участком ничего нельзя».
Вопрос этот никто решать не собирается. Было море обращений к депутатам, в администрацию Сергиево-Посадского района. Чиновники районной администрации сразу открестились от данного участка, мол, охранные зоны — это федеральная ответственность министерства культуры. Собственники земельных участков, признанных незаконными, неоднократно писали письма в министерство, даже устраивали одиночные пикеты у правительства Российской федерации. В результате они попали на аудиенцию к министру культуры Владимиру Мединскому. Тот их выслушал и попытался помочь.
Министерство культуры разработало проект «Достопримечательное место «Древний город Радонеж». Он должен был учесть интересы людей, которые на законных основаниях приобрели участки и построили дома. В проекте была такая формулировка, которая разрешает принять построенные дома на момент судебного решения 2013 года. Все уже посчитали, что решение министерства культуры, в ведении которого находится охранная зона, отменит решение 1986 года. Но зря. Стало только хуже — чиновники теперь утверждают — что охранная зона 1986 года — это один объект, а охранная зона «Достопримечательное место «Древний город Радонеж» — совсем другой. А положение №924 об охранных зонах гласит, что если на одну и ту же территорию распространяется два или больше режима охраны, то действует тот, который жестче. А жестче — это 1986 года. То есть теперь на это злосчастное место наложено уже два ограничения.
На участках теперь действуют все возможные запреты — вплоть до того, что нельзя производить земляные работы. На все участки отменили дачный вид разрешенного использования. Вместе с тем документы 1986 года, подтвержденные судом, вызывают очень много вопросов. Существует два документа того времени. На одном есть подпись председателя Исполкома Мособлсовета, но нет печати, и много исправлений поверх напечатанного текста. На втором документе нет ничего, кроме печати.
«В суде, когда отменяли решение главы района о переводе земель из сельскохозяйственных в дачный вид разрешенного использования, прокуратура принесла карту, — говорит Кручинин. — И хотя суд не имеет права принимать никакие документы, кроме оригиналов, либо копии, заверенные компетентными органами, прокурор почему-то принес на заседание ксерокопию этой карты, склеенную скотчем из листов формата А4. Большое полотно, а на одном из листиков стояла подпись коммерческой структуры с подтверждением, что копия верна. И суд принял эту карту как доказательство».
Почему власти не хотят отменить закон, принятый несуществующим ныне органом в несуществующей ныне стране, — непонятно. А ведь еще до 2013 года собственники участков обращались в министерство культуры за разрешением на изменение использования земель. И Министерство выслало документ на разрешение с формулировкой, что на данной территории объекты культурного наследия отсутствуют. Правда, министерство культуры уже от этого официального документа открестилось, мол, человек, который его подписывал уже не работает и все претензии к нему. Эти 11 коттеджных поселков, попавших под раздачу — это всего лишь два процента охранной зоны. Почему необходимо отбирать у пенсионеров землю и дом, на который они потратили все свои сбережения? Ведь эти поселки образовались по вине администрации района — именно она занималась переводом земель и допустила ошибку, не учтя старый документ.
Некоторые из дачников, что уже отчаялись отстоять свои дома, обратились в суд за компенсацией убытков по вине действий чиновников. Кстати, один их тех «виновников» до сих пор работает заместителем главы администрации района — Сергей Тостановский. На него даже возбуждали уголовное дело по этой истории за превышение должностных полномочий. Он был осужден на два года, правда, не сидел в связи с истечением срока давности. И от должности лишь временно отстранялся.
Один из дачников подал в суд из-за того, что земля обесценилась — он брал ее за 500 тысяч рублей, а в результате отмены разрешения на дачное строительство стала стоить чуть дороже пяти тысяч. Однако суд был проигран: не увидел связи между действиями чиновника и убытками собственника. «В прошлом году приняли поправки в гражданский кодекс, которые, возможно, нам помогут, — делится Алексей Кручинин. — В смысле того, что наши постройки теперь сложно назвать самовольными. Там есть такая формулировка, что самовольной постройка не считается, если собственник участка не знал и не мог знать об ограничениях, наложенных на участок. Но механизм легализации не прописан. И непонятно, какова будет судебная практика с нашими постройками. Мы как сидели на пороховой бочке, так и сидим». И до сих ни один депутат, ни один чиновник не попытался помочь людям, попавшим в беду из-за действий администрации. Хотя можно было бы принять новый закон и исключить эти два процента земель, которые находятся фактически на пустыре, который до 2013 года никому не был нужен, из охранной зоны.
Комментарии
Хм, суд принимает решение на основе закона, а не науки, а советские нормы, которые не отменены, продолжают действовать, в той части, в какой они соответствуют (не противоречат) российскому законодательству.
от 4 мая 2007 г. N 88
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ
О ПРИМЕНЕНИИ ПРАВИЛ ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
И ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
19. При возникновении необходимости изменения правового регулирования вопросов, решенных в нормативных правовых актах бывших министерств, ведомств СССР, оформлять такое изменение следует путем принятия нового нормативного правового акта с указанием в нем, что отдельные положения либо весь акт бывших министерств, ведомств СССР на территории Российской Федерации не применяются.
Из обстоятельств дела усматривается, что проект «Древний город Радонеж в Загорском районе», представляя собой документацию в текстовой форме (пояснительная записка) и в виде карт (схем), содержащую описание границ проектируемых зон, разработан трестом «Мособлстройреставрация» по заказу Производственного бюро по охране памятников Московской области и был согласован с Министерством культуры РСФСР (11 марта 1986 года № 17-18-СБ) и Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры (11 марта 1986 года № 6-86). Целями проекта зон охраны Древнего города Радонеж являются создание условий для полного сохранения памятников, ландшафта и исторической среды Радонежа во всём их единстве и установление режимов ограниченной хозяйственной деятельности на этой уникальной территории, что и обусловило формирование объединённой охранной зоны для группы памятников. При этом в ходе археологических, историко-архивных и ландшафтных исследований территории, сопряжённой с территорией памятника «Крепость Радонеж», было выявлено ещё 287 объектов культурного наследия, которые также вошли в указанную охранную зону. Принятие оспариваемого решения входило в компетенцию исполнительного комитета Московского областного Совета народных депутатов. После его принятия оно было разослано всем заинтересованным лицам - советским и хозяйственным органам, а также землепользователям - в виде брошюры.
Не будет же суд оставлять граждан без жилища, на пепелище, где могли быть теоретически, по советской инструкции, найдены археологические ценности, но их там не было найдено во время возведения фундамента.
Эти все "охранные зоны" десятки раз перепаханы, перерыты, застроены , снесены и снова застроены во всем Мире и никого не притесняют в это смысле...Возьмем простой пример-в охранной зоне, прямо на магистральной газовой трубе, проложенной наземно, построены жилые дома в том же Дагестане , а жители пользуются привозным газом, в баллонах , о чем был новостной сюжет ...(8
Что касается «юнеско»…Пусть финансируют строительство «родовых замков» нашим клеркам и у них не возникнет желания продавать БЕСПЛАТНЫЕ земли, раскручивая инфляционные процессы в отечественной экономике , в результате ничего не остается,как увеличить пенсионный возраст местных аборигенов…
RSS лента комментариев этой записи