7 февраля впервые в Сергиевом Посаде открыта выставка известного российского художника Марии Владимировны Ломакиной (1896-1964), творчество которой с 1928 года было связано с Загорском.
На выставке представлены более 40 работ, созданных в 1930-1950 годы, имеющих несомненную историко-художественную ценность. В основном, это - пейзажи Загорска и села Богородское.
Открывая выставку заместитель генерального директора по научной работе Светлана Николаева обрадовала сообщением, что все выставленные работы Марии Ломакиной её дочь подарила Сергиево-Посадскому государственному историко-художественному музею-заповеднику.
Затем выступила дочь художницы - Марина Алексеевна, рассказавшая о жизни и творчестве мамы.
Сергиево-Посадская культурная общественность с интересом ознакомилась с произведениями ученицы Петрова-Водкина. Все каталоги её работ были раскуплены.
Выставка Марии Ломакиной в главном корпусе музея-заповедника продлится до 26 марта.
МАРИЯ ЛОМАКИНА
Родилась в 1896 году под Ялтой, в семье петербургских интеллигентов: её отец участвовал в обустройстве Никитского ботанического сада.
В 1913 году Ломакина окончила гимназию; после чего, вплоть до революции, училась на историко-философском факультете Московских высших женских курсов. Одновременно посещала художественную "Студию К.Юона".
Дебютировала в 1919 году на Второй выставке картин и скульптуры Художественного общества Южного берега Крыма.
В начале 1920-х она работает в крымской Комиссии по охране памятников по мандату ялтинского Наробраза.
В 1923 году Крымский Союз работников искусств направил Ломакину в Петроградскую Академию художеств.
В 1927 году защитила дипломную работу, состоявшую из проекта стенной росписи "Охрана материнства и младенчества" и научного исследования "Художественные манеры фресок церкви Спаса-Нередицы", куда входили копии фресок. В дальнейшем, художница отдала много сил научной реконструкции древнерусской живописи, в частности, фресок Софийского собора в Киеве и церкви Спаса на Нередице под Новгородом. По её копиям стенописи воссоздавался облик Спаса на Нередице, разрушенного в годы Великой Отечественной войны.
В 1931 году Ломакина была командирована в Крым (от сектора искусств Наркомпроса РСФСР) для работы над картиной "На табачных плантациях", однако полотно, посвященное сельскому хозяйству, так и не было реализовано. Дух её композиций на темы труда был далёк от официозного производственного пафоса в духе тогдашнего соцреализма.
В 1933 году Мария Ломакина вышла замуж за скульптора Алексея Петрова, происходившего из семьи потомственных мастеров художественных промыслов подмосковного села Богородское; с тех пор её творчество было связано с Загорском (ныне Сергиев Посад).
В 1933–1936 годах она занималась разработкой образцов игрушек для Загорского научно-экспериментального института игрушек.
В 1959–1962 годах - преподавала в Абрамцевском художественно-промышленном училище теорию рисунка.
Работы Марии Владимировны находятся в коллекции Третьяковской галереи, куда они попали после первой персональной выставки художницы (Москва, МОСХ, 1993), а также в Русском музее, Музее Востока, Художественном музее Грузии, а теперь и в Сергиево-Посадском музее-заповеднике.
Анатолий Северинов
Добавить комментарий