В 1939 году проведена эксгумация митрополита Московского Филарета на территории Троице-Сергиевой лавры
Красный уголок на могиле
На территории Троице-Сергиевой лавры в советское время было произведено несколько вскрытий захоронений известных исторических деятелей. Одно из наиболее драматичных - вскрытие могилы митрополита Московского Филарета.
Святитель, скончавшийся 19 ноября 1867 года, был похоронен на десятый день после смерти в специально сооруженном у церкви Сошествия Святого Духа на апостолов приделе во имя Филарета Милостивого. Строительство придела, начатое еще при жизни митрополита, в месте, назначенном самим владыкой, было завершено уже после его кончины - 30 июня 1868 года.
После событий октября 1917 года церковь была закрыта для богослужений, а ее здание стало использоваться под различные организации. В приделе, где было захоронение Филарета, новые власти устроили Красный уголок и, естественно, оформление надгробия митрополита было изъято.
В 1928 году при составлении плана реставрационных работ впервые возникла идея сноса поздних пристроек.
Член ученого совета музея профессор В.П. Зубов писал, что "аварийное состояние этих пристроек и их антихудожественность заставили приступить к их разборке в 1938 году, так как не имело никакого смысла восстанавливать или конструктивно подкреплять их". Основные причины разборки - разрушение древнего памятника. Приделы, не имея "фундамента глубокого заложения", оседая, "тянули" за собой стены храма.
Вскрытие под присмотром комиссии
До настоящего времени считалось, что документы о вскрытии не сохранились. Об этом говорится в отчете археолога Сергея Алексеевича Беляева, который в 1994 г. руководил работами по обретению мощей святителя. Пишет он и о том, что ему не известна точная дата вскрытия, широко датируя его 1938-1940 гг.1
Однако, просматривая неопубликованные архивные материалы, мы обнаружили материалы, которые возмещают этот пробел.
Эксгумация останков митрополита Филарета была осуществлена 28 сентября 1939 года специальной комиссией. В нее вошли: замначальника Московского областного Управления по делам искусств Грачев В.В., "сержант гос. безопасности Загорского (г. Сергиев Посад в тот период назывался Загорском. - Ред.) райотделения НКВД т. Федоров, представитель НКВД по Моск. Обл. т. Жирков", три представителя музея - директор Птицын И.З., старший научный сотрудник Лазарев И.В. и фотограф Гринберг А.Д., а также руководитель реставрационно-строительных работ по архитектурному ансамблю Троице-Сергиевой лавры архитектор Трофимов И.В. и художник-реставратор Юкин П.И.
Почему-то на вскрытие не был вызван археолог. В этом, как мы полагаем, состоит принципиальная разница причин вскрытий советского времени на территории Лавры: в одних случаях - это археологические исследования, как, например, вскрытия захоронений Максима Грека (1942) и Бориса Годунова (1945). А в других - развенчание культа, поскольку эксгумация святителя проводилась в период активной борьбы с религией.
Также одной из возможных причин создания специальной комиссии, вероятно, было то, что при вскрытии могилы крупнейшего российского иерарха могли быть обнаружены драгоценные предметы, подлежащие изъятию.
На вскрытии кроме членов комиссии присутствовали и другие лица. Очевидец событий экскурсовод музея, жена археолога И.Г. Еремина - Галина Ивановна Уткина рассказывала, что комиссия надеялась найти в захоронении бриллиантовый крест (благодарим археолога В.И. Вишневского за любезно предоставленные сведения. - Авт.).
Для вскрытия 1939 года были и другие причины. Придел был разобран, склеп, располагавшийся далеко от стены храма, выступал из земли на значительную высоту. Поэтому его необходимо было убрать, чтобы он не препятствовал свободному проезду по территории. Кроме того, почти открытое захоронение могло быть легко повреждено и нарушено.
Что обнаружили?
Итак, под наблюдением комиссии вскрытие состоялось. Сначала сняли чугунные плиты и перекрытия склепа, в котором находился дубовый гроб с медной дощечкой на крышке, затем перенесли его в Серапионову палатку, где членами комиссии и приглашенными сотрудниками музея произведено вскрытие без посторонних лиц. После снятия крышки гроба был обнаружен еще один - сосновый - гроб, крышка которого украшена деревянным накладным Голгофским крестом, с копием (копьем) и губкой.
Из внутреннего гроба последовательно стали извлекаться следующие предметы: "полуистлевший покровец, кожаная обувь (истлевшая), железная митра <...> с образками и поддельными аметистами в кресте, крест деревянный с финифтяной накладкой, евангелие с серебряной накладкой, две панагии с цепочками серебряные, палица, покровец, омофор большой и малый, саккос, подризник, рубашка и штаны, епитрахиль, поручи, крест нательный деревянный и крест нательный медный" 2.
Все найденное соответствует зафиксированному в источниках XIX века описанию истории погребения митрополита Филарета.
Акт о вскрытии свидетельствует, что "под всем описанным разбросаны кости и череп с хорошо сохранившимися волосами, истлевшая подушка со стружками". По воспоминаниям Г.И. Уткиной об этом событии, при извлечении тела митрополита комиссия увидела, что его голова и руки были забальзамированы.
Известно, что тогда комиссия постановила: останки Филарета закопать в северо-восточной части ограды Успенского собора.
Судьба останков
Вновь вопрос об этом вскрытии был поднят осенью 1944 г. Вероятно, это было связано с началом процесса подготовки передачи храмов Лавры Патриархии. Старший научный работник музея Анна Михайловна Курбатова в своей докладной записке рассказала о произведенной эксгумации, об изъятых предметах и о судьбе останков. В частности, она сообщила, что "после долгого лежания на полу Серапионовской палатки <...> было дано распоряжение все вещи и кости сжечь, что и было сделано т. Созыкиной А.Ф. - технической работницей фондов. Куда делись гробы - я не знаю". А дальнейшие ее слова обращают на себя особое внимание: "Не знаю также, был ли зарыт или сожжен основной костяк покойного"3. Так как прошло уже несколько лет с момента вскрытия, А.М. Курбатова уточняет, что сообщаемые ею сведения изложены по памяти, но при этом упоминает, что обращалась за сведениями к коллегам.
Спустя почти 50 лет после эксгумации аналогичную информацию сообщила и Г.И. Уткина. По ее воспоминаниям, забальзамированная голова Филарета долго стояла в шкафу и какая-то уборщица в итоге ее то ли выкинула, то ли сожгла.
Получается, на сегодня мы имеем два возможных варианта развития событий: останки митрополита Филарета либо закопаны по поручению комиссии не на месте захоронения, либо сожжены. Сведения об этом, как видим, противоречивы. Возможно, был осуществлен какой-то иной вариант. Поэтому необходимы дальнейшие исследования.
Добавить комментарий