В минувшее воскресенье, 11 сентября, в арт-кафе «Вишнёвый сад» Александр Демахин представил свой новый спектакль «Время секонд хэнд», поставленный по одноимённой книге нобелевского лауреата по литературе Светланы Алексиевич.
Это произведение – один из лучших образцов художественно-документальной прозы. В нём собраны многочисленные монологи людей, переживших драматичный период в истории нашего Отечества: конец 1980-х – начало 1990-х.
Для постановки Демахин выбрал лишь два монолога. Женщина-армянка рассказывает о своей жизни в Баку. Она вспоминает, как вчерашние добрые соседи-азербайджанцы вдруг превратились в лютых врагов, как несмотря ни на что она продолжала любить азербайджанского парня Абульфаза и стала его женой. Как пряталась по чердакам и подвалам от толп, одержимых идеей уничтожения «неверных». Потом бегство с ребёнком на руках в неприветливую Россию, где жителей закавказских республик называют «чурками» и «чучмеками».
Монолог женщины переплетается с монологом мужчины. Он русский, живущий в России. Но жизнь его тоже исковеркана Советским Союзом. Отец – военный лётчик, всерьёз воспринимающий пропаганду патриотизма, служения родине и самопожертвования. Он заставляет сыновей читать и пересказывать «Повесть о настоящем человеке». В итоге дети возненавидели эту историю про лётчика, лишившегося обеих ног. Молодой человек попадает на срочную службу в советскую армию, в которой царят порядки не лучше, чем в колонии для преступников. Вина юношей в том, что им исполнилось 18. Потом гробы сверстников с первой чеченской.
Из этих двух историй, которых на самом деле были десятки тысяч, получилась щемящая драма, обнажающая подлую, лживую и кровавую сущность тоталитаризма.
Жаль, что этот спектакль для Сергиева Посада оказался разовым продуктом. Он появился на свет в результате участия Александра Демахина весной этого года в театральной лабораторию «Современная поэзия и проза», которую в Курганском театре драмы проводил театральный критик Павел Руднев. Четыре молодых режиссёра должны были в течение 10 дней поставить эскизы спектаклей. Александр выбрал книгу Алексиевич.
(Подробности см. также http://www.kopeika.org/kultura/aleksandr-demakhin-rasskazal-o-laboratorii-v-kurgane )
Эскиз получился настолько удачным, что Демахин решил превратить его в полноценный камерный спектакль. Два курганских актёра - Анна Сараева и Константин Галушин – специально приехали в наши края, чтобы показать работу посадскому, а потом московскому, зрителю. Гости «Вишнёвого сада» высоко её оценили. Аплодисменты перешли в овацию, у некоторых в глазах стояли слёзы.
Трудно говорить про хэппи-энд в спектакле «Время секонд хэнд», но луч надежды пробивается сквозь советский и пост-советский мрак. Вот эта армянская женщина, пережившая ужасы резни, предательство, равнодушие, сохранила в себе самое главное – способность любить. В самом конце спектакля она говорит: «Все мои знакомые армяне из Баку уехали в Америку... Я тоже пошла в американское посольство... "Расскажите вашу историю", - попросили меня. Я рассказала им про свою любовь... Молчали, они долго молчали. Молодые американцы, очень молодые. Потом стали говорить между собой: и паспорт, мол, у неё испорченный... и странно всё-таки, почему муж семь лет не приезжал? Муж это или не муж?.. Я поняла, что они мне не верят. А у меня нет других доказательств, кроме того, что я люблю... люблю и ещё раз люблю. А вы мне верите?».
Сергей Шиляев
Цитата из спектакля:
«Раньше мы все советские были, а теперь у нас новая национальность - "лицо кавказской национальности". Я бегу утром на работу и никогда не смотрю молодым ребятам в лицо - у меня черные глаза, черные волосы... В воскресенье, если выйдем с семьёй на улицу, то прогуляемся в своём районе, возле своего дома: "Мама, я хочу на Арбат... Хочу походить по Патриаршим прудам..." - "Туда не пойдем, доченька. Там – скинхеды. Со свастикой. Их Россия – для русских. Без нас"».
Комментарии
Москва - многонациональный город и лица кавказских национальностей там заправляют большим и малым бизнесом, сидят во власти. Более того, армянская, грузинская и чеченская мафии то и дело совершают передел бизнеса, рынка и власти, а чаще - сфер влияния в преступном мире. Война между ними идёт жесткая. Для этого они специально обученных бойцов содержат по квартирам и хостелам, сродни скенхедам.
Самый бесправный в России - русский человек, особенно если ему угораздило родиться интеллигентной семье.
У простых русских к простым людям любой национальности отношение ровное. Иной азербайджанец или армянин ближе или понятнее чем поехавший крышей этнически-родственный представитель.
Даже евреи сплоченно держатся до тех пор, пока не наступает конкуренция и делёж портфелей. Тогда они дерутся как кровные враги, забывая иудейские заповеди.
RSS лента комментариев этой записи