11541

Этот человек поражает ещё до того, как начинает говорить. У него феноменальная внешность: он запросто мог бы пробоваться на роль цыганского барона, библейского святого, эксцентричного профессора Челленджера или классического байкера, пахнущего смесью виски и пота…

В минувшее воскресенье в арт-кафе «Вишнёвый сад» выступал Псой Короленко. Парадоксальный, хотя и весьма логичный, псевдоним этого барда, исполнителя и филолога под стать многим его песням

К примеру, второе отделение Короленко  начал с пессимистичной песни, положенной на оптимистичные аккорды комических куплетов:

Двадцатый век  свершил свой бег.

Как человек, уплыл, утек навек он в лету…

А тут уж зло так припекло,

Что стало всем тепло, и будущего нету.

Ну, почему сто тысяч лет

Мы пашем, как Му-Му,

А бу-ду-ще-го нет? 

Я уже упомянул, что Псой Короленко – это псевдоним. Настоящее имя гостя «Вишнёвого сада» - Павел Эдуардович Лион. Предметом его языковых исследований и темой кандидатской диссертации было творчество писателя Владимира Галактионовича Короленко. Короленко в письме к брату Иллариону подшутил  над семейным обычаем называть детей по святцам: «Ты — Илларион, отец — Галактион. Родись я в День святого Псоя — быть мне бы Псоем Короленко». Вот так и превратился Павел Лион в Псоя. Здесь возникает ещё одна литературная аллюзия – с Островским. Стряпчего из его пьесы «Свои люди – сочтёмся» зовут Сысой Псоич.

Псой Короленко поёт практически всё – свои произведения, каверы, переводы и пересказы чужих песен. Однако всю эту пестроту объединяет одно – стремление думать самому и подвигнуть зрителя к тому же. Одну из песен он предварил высказыванием математика и философа Бертрана Рассела: Most people would sooner die than think; in fact, they do so. – «Большинство людей скорее умерли бы, чем начали думать; на самом деле, они так и делают». А песня была про … климакс, смерть и Бога:

 

 

Только не подумайте, что Псой только и делал, что заставлял публику непрестанно думать, наморщив лоб и сдвинув брови. Например, он отдал долг памяти своему дедушке, но очень своеобразно. Тот очень любил классических французских шансонье – Эдит Пиаф, Шарля Азнавура, Джо Дассена. В доме была изданная советской фирмой «Мелодия» пластинка с непритязательным названием «Поёт Эдит Пиаф». Псой взял и спел знаменитую песню Non Je Ne Regrette Rien (Нет, я не о чём не жалею) точно так, как звучала эта заезженная пластинка – с щелчками и заеданиями на одной и той же строчке. Публика была в восторге.

Вообще, французская тема звучала неоднократно. Псой Короленко спел несколько своих переводов французского барда Даниила Кана. Один из них очень трогателен и как будто про нас, русских:

Псой вроде бы ностальгирует, но потом сам иронизирует над своей ностальгией. Например, в песне «Старое доброе зло». Да-да это всё из той же серии – «старая добрая Англия», «старый добрый Юг, одним словом, good old times:

Те стальные года, жестяные года,

когда мир разделялся стеной,

Ты легко мог прослыть диссидентом тогда

из-за маленькой Бирмана песни одной.

 А теперь наплевать им на песни твои

и на то, что ты есть на земле,

 Ах, не лучше ль в те годы

жилось без свободы

при старом добром зле?

Короленко пел на нескольких языках – русском, английском, французском, идише, иврите – иногда перемешивая разные языки в одной песне: его филологическое образование позволяет делать это весьма изящно. Вот с разговора о языке я и начал наше короткое интервью после концерта.

- Что оказывает бОльшее влияние: национальный характер на язык или язык на национальный характер?

- Язык – это организм, система и структура. Любой язык может выразить любую мысль, причём сколь угодно сложную, и понятие, сколь угодно сложное. Если не хватает слов, то включаются грамматические формы. Язык – это гибкая система, и в нём всегда всего хватает. Каждый язык – это бесконечность, ибо каждый человек – бесконечность.

Язык не влияет на народ, потому что нельзя сказать, что особенности языка могут вообще на что-то влиять. Точнее, язык влияет не на отдельный народ, а на человечество в целом. Когда человек обрёл дар речи, то он моментально совершил скачок вперёд.

 

- Почему на президентских выборах в Америке победил Трапм, а не Клинтон, которой многие социологи предсказывали победу?

- Это показывает, что наши прогнозы очень беспомощны. Иногда вдруг находятся причины, по которым что-то происходит совсем не так, как все думали.

- В одной из ваших песен рефреном звучит фраза: «Будущего нет». У нас действительно нет будущего?

- В этой песне под конец даётся намёк, что, хотя будущего нет, но оно всё же есть. Там поётся, что будущего нет, но есть Бог.

- Какое будущее ждёт нашу страну?

- Я не ясновидящий, но я оптимист и верю в бесконечное количество возможностей. Будущего нет в том смысле, что мы его не можем предсказать. И это прекрасно, иначе будет скучно.

- У Фомы Аквинского есть пять доказательств существования Бога. А у вас есть своё доказательство Его существования?

- Существование Бога доказывает наличие чудес, непредсказуемости, удивительных обстоятельств. Его существование доказывается тем, что ты не можешь охватить всего своим умом. Это значит, что существует сверхличность, творящая всё это.

- Какое одно слово лучше всего характеризует нашу действительность?

- Неожиданность. 

Не сказал бы, что этот ответ Псоя Короленко стал для меня неожиданностью.

На фото: С виолончелисткой Юлией Кабаковой, которая добавила колорит к фортепиано Псоя Короленко 

 

В ближайшее воскресенье в арт-кафе «Вишнёвом саду»

20 ноября в 19:00 - литературный вечер «ШЕНДЕРОВИЧ ЖИВЬЕМ».

Виктор Шендерович - писатель-сатирик, теле- и радиоведущий, сценарист, журналист, колумнист журнала "The New Times", правозащитник. Успех Шендеровича на телевидении связан с программой "Куклы", для которой он писал сценарии, затем с его авторской программой "Итого". Шендерович - дважды лауреат премии "ТЭФИ", премий "Золотой Остап" и "Золотое перо России". Автор ряда книг стихов, мемуаров и пьес, среди которых "Здесь было НТВ" и "Изюм из булки".

 

Сергей Шиляев

Поделиться:

Комментарии   

0 #1 Сергей 24.11.2016 21:45
А не тот ли это Псой Короленко, который где-то в конце 1990-х написал "Энциклопедию русского мата" и защищал этот продукт устного народного творчества в нескольких телепрограммах? Уж больно лицо знакомое.
Цитировать
0 #2 дед Владимир 26.11.2016 19:15
Если энциклопедия мата его рук дело, то тогда это человек патриот который любит своё многострадальное государстве всей душой. Только вот первое стихотворение как то не очень вяжется с некой верой в то что Бог есть, Хотя если с другой стороны посмотреть, мы же не знаем с каким Богом в душе живёт Псой Короленко, у многих граждан Бог только свой.
Цитировать
0 #3 Jami 23.12.2016 21:08
http://www.0daymp3.net/premium.php

I am actually grateful to the holder of this web site who has shared this fantastic article at
at this time.

my weblog ... ιllιlι..::
:Exclusive club music:::..ιlιllιι
Цитировать
0 #4 Craigknili 26.07.2019 17:49
трейдинг обучение
сбербанк акция купить
куда вкладывать


биржа заработать
акция магнит купить физическому
Цитировать

Добавить комментарий

Текст комментария:

Последние материалы