1620

7 декабря в Сергиево-Посадской библиотеке им. Горловского кандидат философских наук и председатель Общественной палаты Сергиево-Посадского района Олег Устинов, наверное, продолжая цикл занятий "Открытого университета им. А.С. Горловского" прочитал лекцию об Иоанне IV Мучителе, в наше время известном как Иван Грозный.

Конференцзал библиотеки был заполнен, что свидетельствовало об интересе сергиевопосадцев к первому царю Всея Руси, однако ни одного вопроса после лекции не воспоследовало.

Возможно, пришедшие надеялись услышать что-то другое?

Но что нового можно рассказать об изверге и убийце, после которого наступила страшная пора - Смута.

Однако в нынешнее смутное время впервые на Руси Ивану Мучителю и другим правителям-извратителям христианской морали начали ставить памятники. Почему?

       

Видеофрагменты лекции Олегна Устинова здесь дополнены цитациями из работ других современных историков и философов.

По мнению заведующего кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, профессора Александра Дворкина, Ивана Грозного и, вообще, никого из людей далекого прошлого нельзя судить по сегодняшним меркам. В те времена были совершенно иные нравственные критерии, иные представления о жизни, иные ценности. Исторического деятеля надо оценивать по критериям его эпохи.

Но жестокость царя Ивана была безусловной жестокостью и по меркам XVI века. И современники были в шоке от неё. И прозвище "Грозный" появилось уже после его смерти. А при жизни его называли "Мучителем".

Есть точка зрения, согласно которой Иван Грозный – это такое же типичное явление русской истории, как и Петр Первый, и Сталин. Беззаконие, казни, кровь – это, дескать, было у нас всегда, в отличие от просвещенной Европы. Другая точка зрения – противоположная: кровь и казни – это все русофобские выдумки, а на самом деле все у нас было замечательно, была тишь да гладь...

Жестокость, бессудность и кровопролитие для русской истории, в целом, нехарактерны. Именно поэтому такие фигуры, как Иван Грозный и Петр Первый, ярко выделяются на общем фоне и запоминаются на века. А вот для европейского Ренессанса жестокость и кровопролитие были намного более типичными. Там, куда мы ни посмотрим – везде правители отличались крайней жестокостью. Что флорентийские, что английский Генрих VIII, что испанский Филипп II, что шведский король Эрик XIV, что, наконец, Екатерина Медичи во Франции, с подачи которой в 1572 году в Париже произошла знаменитая Варфоломеевская ночь.

Он очень рано понял: только абсолютная власть и страх смогут обеспечить повиновение государю. Но, к сожалению, всякая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно.

Ища воображаемую боярскую крамолу, он со своими "верными слугами" пытал, мучил и убивал не только бояр, но их жен, детей и даже слуг. Поверив ложному доносу, обезумевший царь, совершил небывалый разгром Великого Новгорода: по его приказу 1000 человек ежедневно сажали на кол. Младенцев привязывали к матерям и топили в реке. Это была Эпоха Умерщвления всего живого. Без предела и светлой надежды на лучшее..." Конец цитаты.

Из Википедии: Иван IV Васильевич, в постриге Иона (25 августа 1530, село Коломенское под Москвой — 18 (28) марта 1584, Москва) — государь, великий князь московский и всея Руси с 1533 года, первый царь всея Руси (с 1547 года) (кроме 1575-1576, когда "великим князем всея Руси" номинально был Симеон Бекбулатович).

Старший сын великого князя московского Василия III и Елены Глинской. По отцовской линии происходил из московской ветви династии Рюриковичей, по материнской — от Мамая, считавшегося родоначальником литовских князей Глинских[7][8]. Бабушка по отцу, София Палеолог — из рода византийских императоров.

Номинально Иван стал правителем в 3 года. После восстания в 1547 году правил с участием приближённых лиц - "Избранной Рады". При нём начался созыв Земских соборов, составлен Судебник 1550 года. Проведены реформы военной службы, судебной системы и государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне (губная, земская и другие реформы). Были покорены Казанское и Астраханское ханства, присоединены Западная Сибирь, Область войска Донского, Башкирия, земли Ногайской Орды.

При Иване IV прирост территории Руси составил почти 100 %, к завершению его царствования Русское государство стало размером больше всей остальной Европы.

В 1560 году Избранная рада была упразднена, её главные деятели попали в опалу и началось самостоятельное правление царя на Руси. Вторая половина правления Ивана Грозного была отмечена неудачами в Ливонской войне и учреждением опричнины, в ходе которой был нанесён удар родовой аристократии и укреплены позиции поместного дворянства. Формально Иван IV правил дольше любого из когда-либо стоявших во главе Российского государства правителей — 50 лет и 105 дней.

В январе 1547 года, на семнадцатом году жизни, Иван венчался царскими регалиями. Период с 1547 года и вплоть до начала 60-х годов можно считать благодатным как для самого Ивана, так и всей страны в целом. В 1550 году был созван Собор примирения. Замечу, в то время Иван IV хотел примирить страну. Я думаю, что устремление это было позитивным и в его жизни, и главное, в жизни всего государства.

Из многих источников следует, что большое влияние на Ивана IV в это время оказывал митрополит Макарий – человек высокообразованный, мудрый и благочестивый, сторонник сильной власти и сильного государства. Кроме того, молодой царь был окружен молодыми же соратниками, которых принято называть "Избранной радой". В ее состав входили Сильвестр, Алексей Адашев, Андрей Курбский и некоторые другие государственные деятели. Их влияние на Ивана было благотворным. Положительным было и влияние на него первой жены, Анастасии Романовой.

Вообще 50-е годы, которые иногда называют периодом "Избранной рады", отмечены попыткой преодолеть политическую и экономическую отсталость страны. Безусловно, это был не самый плохой период в истории России.

Наконец, в 50-е годы были присоединены Казань и Астрахань, поставлены другие серьезные геополитические задачи. Например, выход и утверждение России в Поволжье и Приуралье. Шла подготовка к продвижению в Сибирь.

Как государь Иван IV периода "Избранной рады" адекватно отвечал вызовам времени. В предложенной Адашевым модели политического устройства Иван IV занимал центральное место. Соправительствующая роль Боярской Думы и политическое значение входивших в "Избранную раду" советников оставались за кадром идеальной фигуры царя, который подавался как богоизбранный монарх-самодержец, храбрый воин и защитник всех православных. Конец цитаты.

Андрей Сахаров, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН, директор Института российской истории РАН:  

"Поворот в царе наметился в марте 1553 года во время болезни. С этого момента всё дурное, что было в нем заложено, стало обостряться. Причем болезнь его привела к серьезным политическим последствиям, возник тяжелый политический кризис. Ожидание кончины Ивана вызвало раскол в его окружении. Кто-то присягнул четырехмесячному сыну царя Дмитрию, кто-то, опасаясь возможного всевластия родственников царицы Анастасии, вынашивал иные планы. Об этом событии Иван помнил всю оставшуюся жизнь.

Второе событие, о котором мало говорят, но которое нельзя игнорировать – это гибель его первенца. Во время одного из путешествий царской семьи он выпал из рук сходившей с мостков няни, захлебнулся и погиб. Третье событие – смерть Анастасии, случившаяся 7 августа 1560 года.

Жестокость Ивана Грозного выделялась даже на фоне нравов его времени. Хотя, как мы знаем, Европа дала миру имена весьма крупных тиранов. Казни, расправы, отравления, тайные убийства, безобразные оргии были и в Англии, и во Франции, и в других государствах. Такие вещи были в порядке вещей в средневековой Европе. Но, даже на этом фоне Иван Грозный дал поразительные примеры жестокости.

Только один факт. Иван считал Новгород средоточием сепаратистских тенденций. Основания для этого у Ивана были. Однако идти походом по своей родной земле на Новгород, круша направо и налево, разоряя все на своем пути – таких примеров средневековая Европа не знает. Можно вспомнить разве только Нерона, который сжег Рим, чтобы вдохновиться зрелищем горящего города. Поэтому князь Андрей Курбский имел веские основания обвинять Ивана IV в измене заветам Бога и принципам поведения православного монарха, которым тот следовал в период "Избранной рады". Конец цитаты.

Дмитрий Володихин, кандидат исторических наук, преподаватель истфака МГУ:

"Частная жизнь Ивана Грозного, мягко говоря, очень плохо соотносится с православными нормами его времени. Его жизнь была полна самых разных изуверств.

При всей своей видимой приверженности Православию, с середины 60-х годов XVI века Иван Васильевич стремился как можно меньше стеснять себя в личной жизни и в политике. Заповеди Христовы и христианская нравственность слабо связывали его страстную, артистическую натуру, играя в "постановках" государя-лицедея роль декораций, но никак не стержня всего действия.

Но одно сказать все-таки необходимо. Вне зависимости от глубины раскаяния царя, Церкви он нанес огромный ущерб..." Конец цитаты.

Нравы правителей неизбежно отражаются на их подданных. Вот как описывает московитов XVI века британский поэт и дипломат Джайлс Флетчер:

"Что касается их свойств и образа жизни, то они обладают хорошими умственными способностями, не имея, однако, тех средств, какие есть у других народов, для развития их дарований воспитанием и наукой. Правда, они могли бы заимствовать в этом случае от поляков и других соседей своих, но уклоняются от них из тщеславия, предпочитая свои обычаи обычаям всех других стран. Отчасти причина этому заключается и в том (как было замечено мной выше), что образ их воспитания, чуждый всякого основательного образования и гражданственности, признается их властями самым лучшим для их государства и наиболее согласным с их образом правления, которое народ едва ли бы стал переносить, если бы получил какое-нибудь образование и лучшее понятие о Боге, равно как и хорошее устройство.

С этой целью цари уничтожают все средства к его улучшению и стараются не допускать ничего иноземного, что могло бы изменить туземные обычаи. Такие действия можно было бы сколько-нибудь извинить, если бы они не налагали особый отпечаток на самый характер жителей. Видя грубые и жестокие поступки с ними всех главных должностных лиц и других начальников, они так же бесчеловечно поступают друг с другом, особенно со своими подчиненными и низшими, так что самый низкий и убогий крестьянин (как они называют простолюдина), унижающийся и ползающий перед дворянином, как собака, и облизывающий пыль у ног его, делается несносным тираном, как скоро получает над кем-нибудь верх. От этого бывает здесь множество грабежей и убийств.

Жизнь человека считается ничтожной. Часто грабят в городах на улицах, когда кто запоздает вечером, но на крик ни один человек не выйдет из дому подать помощь, хотя бы и слышал вопли. Я не хочу говорить о странных убийствах и других жестокостях, какие у них случаются. Едва ли кто поверит, чтобы подобные злодейства могли происходить между людьми, особенно такими, которые называют себя христианами.

Бродяг и нищенствующих у них несчетное число: голод и крайняя нужда до того их изнуряют, что они просят милостыни самым ужасным, отчаянным образом, говоря: "Подай и зарежь меня, подай и убей меня", и т. п.

Отсюда можно заключить, каково обращение их с иностранцами, когда они так бесчеловечны и жестоки к своим единоземцам. И несмотря на то, нельзя сказать наверное, что преобладает в этой стране -- жестокость или невоздержание. Впрочем, о последнем я и говорить не стану, потому что оно так грязно, что трудно найти приличное для него выражение. Все государство преисполнено подобными грехами. И удивительно ли это, когда у них нет законов для обуздания блуда, прелюбодеяния и других вопросов?

Что касается верности слову, то русские большей частью считают его почти ни по чем, если могут что-нибудь выиграть обманом и нарушить данное обещание.

По истине можно сказать (как вполне известно тем, кто имел с ними более дела по торговле), что от большого до малого, кроме весьма немногих, которых очень трудно отыскать, всякий русский не верит ничему, что говорит другой, но зато и сам не скажет ничего такого, на что можно было бы положиться.

Эти свойства делают их презренными в глазах всех их соседей, особенно татар, которые считают себя гораздо честнее и справедливее русских, Те, которые внимательно обсуждали состояние обоих народов, полагают, что ненависть к образу правления и поступкам русских была до сих пор главной причиной язычества татар и их отвращения от христианской веры".

(Джайлс Флетчер "О Государстве Русскомъ". Издание А. С. Суворина, Спб., 1906 г. )

 

 

Анатолий Северинов

Поделиться:

Комментарии   

0 #1 дед Владимир 09.12.2016 18:24
Да очень даже легко убивают христиане христиан, возьмём хотя бы так называемое Ледовое побоище, как массовый пример, там именно и мочили то в водах Чудского озера христиане христиан,можно сказать крестили друг друга, так что убийство оно вообще людям хорошо присуще, я бы даже сказал любят они это дело люди то, -- до глубины души любят.
Цитировать
+5 #2 Alexandr Gusev 09.12.2016 20:02
Прочитал описание московитов 16 века британским поэтом и дипломатом Джайлс Флетчером и ужаснулся - мало что изменилось за 5 веков .
Цитировать
+2 #3 дед Владимир 09.12.2016 23:37
Значит Саш правильно японцы говорят ....мол мы от них насовсем отстали ... , твои прочитки тому подтверждение. Я не скажу ( не знаю ) какой там у нас строй был в пятнадцатом веке, но то что у нас сейчас просвещённый феодализм это точно, и отличаемся мы скорей всего от того века только лишь наличием у нас разнообразных гаджетов не нашего производства, которые дают нам ложное понимание нами нашей российской действительности.
Цитировать
0 #4 Вадим 10.12.2016 11:05
Прочитал изыски Джайлса Флетчера и понял, что за 5 веков британская дипломатия и топорная антироссийская пропаганда ничуть не стали более изысканными.
Цитировать
+2 #5 дед Владимир 10.12.2016 23:15
Правильно Вадим говоришь -- правильно. И мне всё у нас нравиться и особенно нравиться что мы у них у антироссийских пропагандистов свои валютные резервы храним, а система наша банковская так и вовсе спекулятивно работает ( работала ) на их дешёвых кредитах, обеспечивая таким образом нам от них агромадную зависимость, а банковским нашим владельцам весьма неплохую прибыль в валютном исчисление.
Цитировать

Добавить комментарий

Текст комментария: