Потихоньку продвигается к завершению нынешний творческий сезон в арт-кафе «Вишнёвый сад». «Копейка» публиковала анонсы вечеров и встреч, а также репортажи и интервью с гостями арт-кафе.
В ближайшее воскресенье, 21 мая, вы сможете прийти на лекцию и задать вопросы известному культурологу и телеведущему Александру Архангельскому, 28 мая – живой джаз и рок, 4 июня – самая читаемая российская поэтесса Вера Павлова. 12 июня, в День России, сезон «Вишнёвого сада» закроет виртуоз-баянист Максим Фёдоров со своими друзьями-музыкантами.
Но это не значит, что летом публикации об ушедшем сезоне прекратятся. Самое интересное из того, что не было опубликовано, найдёт своё место среди публикаций «Копейки».
В марте героем одного из вечеров стал народный артист России Авангард Леонтьев. Он, в частности, прославился замечательными ролями в фильмах Никиты Михалкова. Авангард Николаевич – великолепный театральный актёр. Работает в МХАТ имени Чехова, более 30 лет служил в «Современнике». Его роли вошли в золотой фонд русского театрального искусства второй половины XX – начала XXI века.
Для тех, кто ценит классическую русскую актёрскую школу, тот вечер стал незабываемым переживанием. Леонтьев ярко и образно рассказывал о своей учёбе в театре-студии МХАТ, о своих наставниках и коллегах, а также прочёл несколько отрывков из русской прозы.
Начал он с повести Горького «Детство». Помните посиделки, которая устраивала дома бабушка Акулина Ивановна, когда вечно всем недовольный дед ко всеобщему облечению куда-нибудь уходил?
«Когда дед и дядя Михаил уходили в гости, в кухне являлся кудрявый, встрёпанный дядя Яков с гитарой, бабушка устраивала чай с обильной закуской и водкой в зелёном штофе с красными цветами, искусно вылитыми из стекла на дне его; волчком вертелся празднично одетый Цыганок; тихо, боком приходил мастер, сверкая тёмными стёклами очков; нянька Евгенья, рябая, краснорожая и толстая, точно кубышка, с хитрыми глазами и трубным голосом; иногда присутствовали волосатый успенский дьячок и ещё какие-то тёмные, скользкие люди, похожие на щук и налимов.
Все много пили, ели, вздыхая тяжко, детям давали гостинцы, по рюмке сладкой наливки, и постепенно разгоралось жаркое, но странное веселье».
Предоставим слово Авангарду Леонтьеву:
Аплодируя Леонтьеву, я осознал, что Горького можно в некотором смысле назвать русским Диккенсом: настолько выпуклы его персонажи и настолько сильны его любовь и сочувствие к простому человеку.
Естественно, речь зашла о Чехове. Вот что сказал актёр о его «Вишнёвом саде»:
«Это пьеса о крушении старого и дорогого. Вечная тема, поэтому пьеса всегда идёт одновременно во многих театрах. Чехов говорил: «Меня будут читать лет семь. Потом забудут». Не знаю, было ли это кокетством или он, бедненький, так действительно думал, но сейчас по числу спектаклей в театрах мира на первом месте находится Шекспир, а на втором – Чехов. Вы можете в это поверить? Не Мольер, не Лопе де Вега, а именно Чехов.
«Вишнёвый сад» - это пьеса о том, как люди теряют очень дорогое, и при этом наступает хамство. Как говорится, грядёт Всемирный Хам. Это выражение как раз появилось в чеховские времена в русской философии. В пьесе ярко выражено предчувствие революции, того, что произойдёт с Россией. Чехов говорил: «Вот умрёт Лев Толстой – и всё пойдёт прахом». Он всё предсказал. Этот Лопахин со своими дачами. Посмотрите сегодня вокруг – вся страна в заборах. Конечно, я упрощаю. В «Вишнёвом саде» есть ощущение, что надвигаются какие-то силы, разрушающие наши устои, которые нам дороги. Правда, жизнь всё время обновляется. Но когда обновление происходит таким варварским способом, когда Гаевых выживают с их имения, становится не по себе.
Идёт 1903 год¸ до революции ещё 14 лет, а Чехов уже пишет об этом. Дворянство хиреет. А что такое дворянство? Это, в первую очередь, носители культуры. Всё-таки страна в целом была малограмотной… Прошло больше 100 лет, но всё равно к этой теме возвращаются».
Заметим, что Леонтьев, несмотря на свою богатейшую мимику, не просто лицедей. Он занимается активной преподавательской деятельностью, и растит молодых актёров. Именно поэтому он так интересен как собеседник.
Предваряя рассказ Чехова «Дамы» , Авангард Николаевич заметил: «У Чехова много рассказов о женщинах. Женщин он знал и вообще знал людей, знал их психологию». Итак, «Дамы»:
В конце вечера актёр ответил на вопросы зрителей. Я задал ему вопрос, навеянный вручением Государственных премий в этом году:
Вот, собственно, мой вопрос:
«Когда какой-нибудь популярный актёр говорит что-нибудь умное, им восторгаются. Когда этот же или другой популярный актёр произносит глупость или гадость, то часто раздаются такие слова в оправдание: «Что взять с лицедея? Он всю жизнь произносит чужие тексты, просто делает это талантливо». Недавний пример – слова, сказанные Василием Ливановым президенту Путину во время вручения государственной награды: «Недавно в Челябинске вы высказали мысль, что, возможно, вам не стоит продолжать деятельность президента. Если вы когда-нибудь внимательно поднимите глаза к небу, то услышите голос: «Даже и не думай». И это будет голос нашей великой Родины». Вам не обидно такое снисходительное мнение об актёрском цехе?»
В ответ Авангард Леонтьев рассказал чудную историю:
«Актёры бывают разные: с одних малый спрос, с других – большой. Но бывает, что талант умнее носителя этого таланта. В нашей профессии случается, что человек достаточно ограничен, но начинает играть – и играет лучше всех. Я знал таких артистов, очень известных, но не буду их называть. А бывает, что талант усиливает внутреннее содержание.
Кстати, в такой торжественной обстановке¸ в которой оказался Ливанов, очень непросто говорить. Там лучше помалкивать. В зале сидят лучшие писатели, лучшие артисты, лучшие композиторы. Большой человек вручает награды. Так что надо готовиться.
У меня был такой случай. Мне вручали Государственную премию за роль Чичикова. Я удивился, что премии удостоили очень камерный спектакль Валерия Фокина. Все заслуги были его. Мне сказали, что неплохо было бы, если бы от вашей группы вы сказали Борису Ельцину благодарственное слово. Я, получив награду, поблагодарил всех, кто выдвинул нас на премию, в частности, Михаила Ульянова, который тогда возглавлял Союз театральных деятелей, и добавил: «Конечно, мы благодарны Николаю Васильевичу Гоголю – автору “Мёртвых душ”».
Я иду садиться, а Борис Николаевич подходит к микрофону и говорит: «Я понимаю, что вам было бы приятнее, если бы премию вам вручал Николай Васильевич Гоголь».
Я Ельцина конкретно забыл поблагодарить, и, в общем-то, это неправильно. Ведь он возглавляет государство и проект под названием «Государственная премия». Потом я заметил, что другие выступанты так или иначе благодарят президента. Только я один его не поблагодарил, а он с юмором ответил.
Но на этом история не закончилась. Потом нас повели фотографироваться с президентом. Там были такие люди! Юлия Борисова, Алла Пугачёва, поэт Владимир Соколов, выдающийся оперный режиссёр Борис Покровский, великий композитор Георгий Свиридов, новосибирский дирижёр Арнольд Кац. Мы стали рассаживаться, Ельцин сел в центре, а Кац - рядом с ним.
Мне потом пересказали их диалог те, кто оказались у них за спиной. Кац: «Хорошо как вы ответили». Ельцин: «О чём это вы?». – «Ну, насчёт Гоголя хорошо сказали». – «А чего?». Ельцин уже забыл свою шутку, а этот дирижёр всё ему напоминал мою ошибку».
В ближайшее воскресенье
21 мая в 19:00 в арт-кафе «Вишнёвый сад» - лекция Александра Архангельского "ЧТО МОЖЕТ И ЧЕГО НЕ МОЖЕТ КУЛЬТУРА".
Александр Архангельский - публицист, писатель, ведущий телеканала "Культура". Главные проблемы современности, главные её конфликты, главные её надежды связаны с культурой. Неслучайно все основные дискуссии последних лет шли вокруг оперных премьер, от "Доктора Розенталя" до "Тангейзера"; кинофильмов, от "Левиафана" до "Матильды"; вокруг церковной принадлежности музеев. Так спорят о том, что действительно формирует жизнь. Что же может и чего не может современная культура? Приходите в воскресенье в 7 вечера – будет очень интересно.
Сергей Шиляев
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи