На концерте муниципального оркестра «Музыка без границ» многим запомнилось выступление двенадцатилетней Насти Колосовой. Маленькая девочка за роялем уверенно вела за собой оркестр. Чувствовался характер и спокойная уверенность в своих силах. Мы поговорили с педагогом Насти Ириной Евсеевной Олешкевич и с самой Настей.
Ирина Олешкевич
Досье:
Ирина Евсеевна Олешкевич, педагог Скоропусковской ДШИ №1, класс фортепиано.
Образование: Казанская государственная консерватория, класс Натальи Фоминой, ученицы Генриха Нейгауза.
Играла в ансамблях, выступала сольно.
Награждена благодарностями за исполнительскую деятельность, дипломами за педагогическое мастерство, благодарностями главы района, главы Скоропусковского и Почетной грамотой главы.
Как из ребенка, даже способного, вырастить лауреата?
Занятия должны быть очень системные с самого начала обучения. Настя у меня учится восьмой год, потому что мы начали с подготовительного класса. С самого начала она выполняла все, что я требовала, очень хорошо и добросовестно. Благодаря этому она очень быстро росла, развивалась. С ней можно работать качественно, добиваясь всех тонкостей исполнения, которые требует авторское произведение. Не просто сыграть ноты, а раскрыть художественную сторону произведения, что мы и называем исполнительским искусством.
Произведения, которые играет Настя, выходят за рамки школьной программы?
Вас интересует концерт Кабалевского №3? Да, мы играем его целиком, все три части. Первую часть Настя исполнила с Питерским муниципальным оркестром на международном фестивале музыки Кабалевского в Санкт-Петербурге. Сыграла с двух репетиций. Настя любит играть на сцене, она игрок. Первую часть она еще исполнила в Москве, на IV открытом конкурсе им. Кабалевского, где она стала лауреатом I степени и Гран-при. Настя сыграла так удачно, что ее включили в гала-концерт, который проходил в Международном доме музыки. Вторую и третью часть концерта мы вынесли на межзональный конкурс имени Кабалевского в поселке Ватутинки и на областной конкурс, где Настя стала лауреатом I степени.
Настя спокойно участвует в конкурсах?
Она столько играла, что у нее уже выработана собранность на сцене. Но я согласна – не каждый ребенок может играть публично. Это тоже дар. Настя может, она по натуре боец. И этот концерт – по ней, особенно третья часть, она играет его с удовольствием. Дирижер нашего оркестра Владислав Кадерский был очень доволен ее выступлением.
Свое будущее Настя связывает с музыкой?
Связывает. Проблема в том, что музыкальную школу она заканчивает, а в обычной школе учится всего в шестом классе. До поступления целых три года. Сейчас думаем об экстернате. В школе искусств мы принимаем новую предпрофессиональную программу, рассчитанную на 8 лет. Восьмой класс она отучится.
А какие-то упражнения для пальцев вы делаете?
Делаем. С нас требуют какие-то инновации, а все инновации надо искать у старых мастеров. Все написано давным-давно, и написано очень хорошо.
Настя Колосова
Досье:
Родилась 30 июля 2000 года.
Ученица Скоропусковской ДШИ №1, отделения фортепиано, хореографии и хорового пения.
Отличница.
Лауреат I премии областного конкурса «Фортепианный концерт», лауреат международного фестиваля музыки Дмитрия Кабалевского в Санкт-Петебурге, лауреат международного конкурса им. Кабалевского (Москва) — I премия и Гран-при; лауреат межзонального конкурса имени Кабалевского в поселке Ватутинки. Обладатель премии губернатора Московской области 2012 года
Интересы: музыка, танцы, пение, лыжи, коньки. Любит учиться.
Тебе с детства хотелось играть?
Да, я очень хотела играть на фортепиано. Смотрела, как играют другие, и представляла себя на их месте. Бабушка часто возила меня на концерты, по телевизору я смотрела канал «Культура». На концертах в школе искусств видела, как играют дети, мне очень нравилось, как они пальчиками перебирают.
За хорошей игрой стоят часы репетиций, ты много занимаешься дома?
Я играю каждый день час-полтора, по выходным 2-3 часа, это минимум. Если новое произведение разучиваю, тогда играю дольше. Дома у меня фортепиано нет, я остаюсь в школе, а по выходным занимаюсь у бабушки.
Успеваешь что-то видеть в жизни, кроме клавиш?
Ну, это надо совсем уплыть в эту музыку. Мне хочется и потанцевать, попеть, поиграть, я разносторонняя.
Есть у тебя пример для подражания?
Пока это мой учитель, которому я доверяю. И дети, которые участвуют в «Щелкунчике», я постоянно смотрю.
Твои ощущения от сцены, от игры с оркестром?
Я не первый раз играла с оркестром. В первый раз было волнение: вдруг я что-то не так сделаю и подведу весь оркестр, а сейчас я уже знаю, как это бывает. Когда выходишь на сцену, забываешь обо всем, думаешь только о музыке. Ощущение, что никого нет, только я и оркестр.
Галина Ахсахалян, фото: Виктор Бродянский
05 декабря 2012
Добавить комментарий