1863

Джон Алперт
Джон Алперт 30 июня 2012, в день закрытия 34-го ММКФ.

В субботу, 30 июня, в киноконцертном зале «Октябрь» закрылся 34-й Московский международный кинофестиваль. Совсем недавно в конкурсную программу фестиваля кроме игрового кино стали включать документальные фильмы. Среди трёх членов жюри по этой части был известный американский кинодокументалист Джон Алперт (Jon Alpert). 

Джона Алперта связывает тесная дружба и сотрудничество с сергиевопосадской телекомпанией «Радонежье». Благодаря его усилиям несколько лет назад в США состоялся проект «Русские идут», в рамках которого группа российских журналистов из региональных телекомпаний ездила по так называемой одноэтажной Америке. В эту группу посчастливилось попасть режиссеру «Радонежья» Татьяне Борисовой. Каждый журналист снимал то и интервьюировал тех, кто казался интересным. В результате появился фильм «Russians are Coming» – видеорассказ о провинциальной Америке, как её увидели тележурналисты из провинциальной России.

«Этот фильм показывает, как современные средства массовой информации могут помочь взаимопониманию культур, — говорит о фильме Джон Алперт, — Нашим гостям иногда открываются удивительные вещи, в которых, как я думаю, и проявляется настоящая душа Америки». 

В октябре прошлого года Джон Алперт побывал в Сергиевом Посаде в качестве специального гостя фестиваля «Frontline в России». Он, в частности, представил свою работу «Нестихийное бедствие в Китае: слёзы провинции Сычуань». Фильм рассказывает о семибалльном землетрясении в провинции Сычуань. Многие дома выстояли, а все школы разрушились. Под обломками погибли тысячи детей. Родители осознали, что их чад убила чудовищная китайская коррупция. При строительстве школ чиновники «экономили» на цементе и арматуре.  

В день закрытия фестиваля Джон Алперт встретился со своими англоговорящими российскими зрителями в Американском образовательном центре, расположенном во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы. На этот раз Алперт представил свой свежий фильм Redemption («Искупление»), в котором рассказывается о людях, собирающих вторсырьё на улицах Нью Йорка — в основном, пластиковые и стеклянные бутылки и жестяные банки. 

Особенно эффектно смотрятся кадры, на которых бездомный китаец-нелегал везёт по ночному Манхэттену тележку, гружённую огромными полиэтиленовыми пакетами с банками и бутылками. А кругом вымершая Уолл стрит — финансовое сердце мира с роскошными фасадами крупнейших банков мира. В фильме нет закадрового текста, но интервью с нью-йоркскими бедняками, их монологи, мастерский монтаж оказывают ошеломляющее эмоциональное воздействие. 

 

Вы социалист? — спрашиваю я Джона Алперта после встречи в Американском образовательном центре.

Почему люди так любят приклеивать друг на друга ярлыки? — отвечает Джон. — Да, я социалист. Хотя в Америке, мне, как кинодокументалисту трудно быть социалистом. Те, кому не нравится, что я поднимаю острые проблемы, могут сказать: «Не верьте ему, потому что он — социалист». Так что я стараюсь открещиваться  от каких бы то ни было ярлыков. 

 

Хотели бы вы снять документальный фильм о сегодняшней России?

Даже если бы у меня было такое желание, у меня нет финансирования под подобный проект. Хороший документальный фильм требует целого года кропотливой работы. 

 

Ну, а если бы нашёлся бюджет, о чём бы вы сняли фильм?

Я бы сделал документальное кино о протестном движении в вашей стране. Это крайне интересное и неожиданное явление. 

 

Из российских документальных фильмов, увиденных на фестивале, Джон Алперт высоко оценил фильм об арт-группе «Война». Кстати, ставшая знаменитой благодаря обрушившимся на неё репрессиям панк-рок-группа Pussy Riot вышла из этой самой «Войны». 

 

Сергей Шиляев

 

 

Поделиться:

Добавить комментарий

Текст комментария:

Последние материалы